Свиноводческим крестьянским хозяйствам РК все труднее выживать

28.02.2020 20 000
Лидия Григорьевна Гаврилюк руководитель КХ Гаврилюк

Как известно, свиноводство в Казахстане представлено тремя формами хозяйствования: сельхозпредприятия (СХП), крестьянские (фермерские хозяйства) (КХ) и личные подсобные хозяйства (ЛПХ).

В крестьянских свиноводческих хозяйствах вследствие возникших экономических трудностей наметился спад поголовья: так, на 1 октября 2019 года численность свиней там составила 92,5 тыс., (9,6%), а в прошлом году на ту же дату – 109,9 тыс. (11,7%).   В чем тут дело?
Вот что рассказала нам глава одного из таких   хозяйств, расположенного неподалеку от Алматы, в Илийском районе, Лидия Григорьевна Гаврилюк (на фото).   Она руководит им уже 23 года   и под ее руководством   хозяйство стало крепким и   может служить примером для других хозяйств. А ведь начинала она с полуразрушенных, мало пригодных для содержания помещений,   кругом были следы упадка и разрухи. На ферме уцелело не более 50 свиней.

Своими руками она модернизировала доставшееся ей   производство, оснастила   новейшим оборудованием для выращивания и содержания свиней, установила систему видеонаблюдения за всем, что происходит на ферме. И начался рост и повышение качества поголовья, пик которого пришелся на 2011 год, когда число свиней составило около 10 тыс.       Так продолжалось до недавнего времени, а теперь начались трудности, способные свести на нет все вложенные ею усилия и поставить под вопрос само существование фермы.

«Резко возросли цены на корма. Мы вынуждены покупать их у перекупщиков,– говорит Лидия Григорьевна, – а ведь раньше были элеваторы и мы не знали проблем:   ехали туда и все, что нам нужно, брали по доступным приемлемым ценам. Кроме того, мы имели возможность выращивать корма (ячмень)  сами на полях, принадлежащих нашему хозяйству. Однако, местное районное начальство   в нарушение всех правил раздало площади, где мы выращивали кормовые культуры, под застройку частным лицам и мы лишились существенного источника кормов.   И теперь вынуждены покупать все виды кормов за деньги. Между тем, цены на корма растут. К примеру 1 кг ячменя сегодня стоит уже 77 тенге, а впрошлом году – 50-55, пшеница – 90, соя – 140-160, отруби – 50-53 тенге, а стоили-то они всего 15-25 тенге! Плюс к тому в накладных вы не найдете ни   данных о составе корма, его питательной ценности, установленной цене, производителе, указан только вес. Поэтому поставщики назначают ту цену, которую сами захотят. Каждому понятно, что мы переплачиваем огромные суммы. А нередко перекупщики предлагают корма вообще без документов, а если мы потребуем документы, корма окажутся на 15% дороже .

Большая проблема также в получении лекарств, вакцин, ветпрепаратов. Мы стараемся не брать те, что изготовлены в Казахстане из-за их низкого качества, поэтому затрачиваем много усилий и времени на поиски более качественных препаратов. Что удивительно – страна одна, а цены на все эти препараты, в том числе вакцины, сильно различаются в разных областях. К примеру препарат фарашурголд в Алматы стоит 640 тенге, а в Актобе -570. Вынуждены, конечно, заказывать в Актобе.    А ведь у свиней есть масса других заболеваний,   для профилактики и лечения которых требуется огромное количество ветеринарных препаратов.    А ведь у нас есть специальные ветеринарные службы и в районе, и в области, но от них нет никакой помощи.    Судите сами.   Ведь ящур – одно из опаснейших заболеваний и все ветслужбы должны приложить максимум усилий для его недопущения, а я на все свои обращения к ветслужбам не получила никакого ответа и только после того, как дозвонилась до министра сельского хозяйства, меры были приняты.

Вдобавок ко всему убыток наносит неизменяемая на протяжении многих лет закупочная цена на 1 кг свинины – 850-900 тенге! В то время как закупочная цена на говядину росла каждый год и сейчас составляет 1 800 тенге. Нам объясняют, что эта цена установлена, поскольку на свинину нет спроса. А на самом деле Казахстан завозит свинину из России, Беларуси, к тому же нам поставляют свинину из северных наших регионов, так что, спрос явно есть. На территории одной только Алматинской области имеется ряд колбасных цехов, а как известно, свинина входит в состав большинства колбас и других деликатесов, за исключением халал.

Другая проблема – отсутствие спроса со стороны мясокомбинатов, из-за чего мы не можем наладить регулярных поставок животных убойной массы (100-110 кг), а могли бы поставлять 20-30 голов в день, из-за этого они скапливаются на ферме и качество их мяса ухудшается, начинается процесс осаливания, и происходят дальнейшие денежные затраты на их содержание. Плюс к тому свиноматок и хряков мы вынуждены сдавать закупщикам практически даром – 300 тенге за килограмм. В то время как на мясокомбинатах такую цену трудно   себе представить.

Закупщиков у нас немного – всего только Зеленый базар   и Талгар.

Еще одним ударом для частного свиноводства стало изменение формы дотаций. Так, если раньше на каждый килограмм живой массы свиньи государство доплачивало 98 тенге, то теперь почему-то ввели 40 тысяч тенге в год на одну свиноматку, этого явно недостаточно с учетом роста цен на корма, бензин, электричество, поэтому систему субсидирования надо пересмотреть и вернуть в прежний вид.

Все вышеперечисленное привело к тому, что от прежних 10 тысяч у меня осталось только 3,5 тысячи свиней, и значительная часть помещений пустует. Если не принять срочных мер, то наше хозяйство через какое-то время может закрыться, как закрылись множество других таких же. Это приведет к тому, что множество сельских жителей потеряют работу, сейчас они получают по 100 тыс. тенге в месяц, что вполне достаточно для сельских жителей, и бесплатные обеды. Куда им деваться? Неужели переезжать в город в поисках работы?»

От всех этих напастей страдает не одно только хозяйство «Гаврилюк», но и все остальные хозяйства такого же типа на всей территории Казахстана.
Свиноводы ожидают, что правительство предпримет нужные меры для исправления ситуации и воплощения намеченного производства свинины до 200 тыс.тонн к 2027 году, тогда как только за 9 месяцев 2019 года производство снизилось на 518,1 тонн по сравнению с показателями предшествующего года.

Маргарита Долгих, кандидат сельскохозяйственных наук
Казахский НИИ животноводства и кормопроизводства, Алматы

Поделиться:

Похожие статьи