Какие задачи предстоит решить новому министру?

28.02.2019 4 486
кредитование для апк

Устаревший парк сельхозтехники и недоступность кредитования АПК — те проблемы, которые предстоит решать новому министру сельского хозяйства Казахстана Сапархану Омарову. Он сменил на этом посту Умирзака Шукеева, сообщает ИА «Казах-Зерно».
Сапархан Омаров имеет опыт работы в МСХ РК: в 2014 — 2016 годах он был вице-министром сельского хозяйства РК. Проблемы отрасли с тех пор не изменились, новый глава аграрного ведомства о них прекрасно знает. Ведь до назначения в правительство он возглавлял Комитет по аграрным вопросам Мажилиса Парламента РК.
Одним из самых острых вопросов нынешнего аграрного сезона, как ожидают крестьяне, станет финансирование полевых работ. Дело в проблемах Цеснабанка, обострившихся в августе 2018 года и завершившихся его недавней продажей новым собственникам. Этот финансовый институт имел большую долю в кредитовании аграрного сектора. Но в нынешнем своём положении вряд ли продолжит играть эту роль. Так что, новому министру сельского хозяйства, скорее всего, придётся сделать акцент на финансировании АПК.
Кстати, последним депутатским запросом, который Сапархан Омаров подписал в качестве мажилисмена, было обращение 23 января 2019 к премьер-министру РК именно по вопросам совершенствования государственной поддержки аграриев.
В своём запросе группа депутатов отметила, что в рамках Государственной программы развития АПК РК на 2017-2021 годы бюджетных средств на поддержку отрасли выделяется немало. Так, за оставшиеся три года ее реализации будет направлено 1,3 трлн тенге. Но этого недостаточно для устойчивого роста и выполнения поручений Президента РК об увеличении в 2,5 раза производительности труда и экспорта переработанной продукции. И в связи с этим, мажилисмены в очередной раз обращаются к идеи создания в стране специализированного Аграрного банка.
«Долгосрочный анализ объема кредитования сельского хозяйства показывает, что за последние 7 лет уровень кредитования сельского хозяйства банками второго уровня (далее — БВУ) упал в 3 раза, с 448 млрд тенге в 2011 году до 140 млрд тенге в 2017 году. Как результат — доля сельского хозяйства в структуре банковского кредитования упала с 7,8% до 1,6%. На сегодняшний день не все БВУ могут обеспечить физическую доступность кредитов для сельхозтоваропроизводителей. Прежде всего, в связи с отсутствием филиалов во всех районных центрах, большим количеством запрашиваемых документов, затянутыми сроками рассмотрения заявок, неимением у заемщиков залогов. В связи с этим, депутаты попросили правительство рассмотреть возможность создания единого отраслевого специализированного сельскохозяйственного банка с филиалами во всех сельских районах республики путем реорганизации дочерних компаний холдинга «КазАгро» и слияния с наиболее успешными и экономически эффективными кредитными товариществами, и другими микрофинансовыми организациями».
Ответ Бахытжана Сагинтаева последовал незадолго до отставки — 21 февраля. В нем премьер-министр выразил сомнения в целесообразности реализации депутатского предложения.
«При функционировании Агробанка, безусловно, наряду с преимуществами имеются значительные недостатки. Узкая специализация Агробанка предполагает высокую концентрацию рисков (риски не диверсифицируются), в то время как вкладчики предпочитают работать с универсальными банками, в которых можно получить полный спектр финансовых услуг. Поэтому специализированный государственный сельскохозяйственный банк столкнется с трудностью привлечения депозитов населения, что в конечном итоге вкупе с низким доходом и высокими рисками потребует дальнейшего вложения бюджетных средств для обеспечения устойчивости его финансового состояния. Более того, необходимость развития филиальной сети Агробанка приведет к дополнительным затратам, и соответственно, к пропорциональному увеличению размера собственного капитала».
Но теперь, после прихода на пост премьер-министра нового человека и получения самим Сапарханом Омаровым полномочий министра, проект создания Аграрного банка вполне может быть запущен. Ведь во многих странах, в том числе соседней России, его появление себя оправдало.
Что касается второй проблемы — обновления машинотракторного парка, то мажилисмены писали запросы в правительство не раз и по этой теме. Они предлагали разные варианты действий, которые могли бы помочь обновить трактора и комбайны, ежегодно выходящие на поля страны.
А нынешняя ситуация и вправду безрадостная: согласно анализу МСХ РК за 2012 — 2016 годы, энерговооруженность сельского хозяйства в стране составляет 30 — 40 лошадиных сил на человека по разным видам машин. В то время как в США, например, этот показатель равен 300 лс/чел, в Германии — 500 лс/чел.
При этом, доля современных машин в казахстанском АПК невелика, а большая часть техники уже отработала свой эксплуатационный срок, который по заводским нормам составляет 17 лет. При наличии в стране 152 тыс. 629 тракторов, новые (срок эксплуатации до трёх лет) составили лишь 6% из них. А доля подлежащих списанию по возрасту — 65%.
Комбайнов в Казахстане всего 41 тыс. 494, из них лишь 8% — новые, а списанию подлежит 46%. Кормозаготовительной техники — 66 тыс. 685 единиц, в том числе новых машин 5%, подлежащих списанию — 67%. Хуже всего ситуация с техникой для почвообработки: из 381 тыс. 276 единиц, новых — лишь 1%, подлежащих списанию — 84%.
Использование изношенной техники тяжёлым бременем ложится на экономическую эффективность и отдельных хозяйств, и всего аграрного сектора. В частности, по этой причине происходит ежегодный перерасход горюче-смазочных материалов на 95 млрд тенге, что составляет 20-процентную долю всех производственных затрат аграриев. Кроме того, вследствие использования устаревшей техники страна ежегодно теряет 14% урожая (2,9 млн тонн зерна), что выливается в ущерб отрасли на 200 млрд тенге.
Нормативным уровнем обновления тракторов в мире считается 10% парка в год, то есть, казахстанским крестьянам необходимо ежегодно приобретать 12 тыс. 283 единицы на сумму в 143 млрд тенге. Фактически, за рассмотренный период (последние пять лет) ежегодно приобреталось в среднем 2569 тракторов на 30 млрд тенге. Уровень обновления составил 1,7% — почти в шесть раз ниже нормативного.
Ситуация с комбайнами лучше, но не намного: нормативный уровень обновления 12,5% в год, для Казахстана это означает необходимость ежегодного приобретения 4878 машин на 233 млрд тенге. Фактически, в год покупалось 1255 комбайнов на 52 млрд тенге. Уровень обновления составил 3,9% — в 3,5 раза ниже нормативного.
При этом, структура продаж на рынке сельхозтехники Казахстана по итогам 2016 года выглядела так: почти половину (45%) занимали машины производства стран дальнего зарубежья. Еще по четверти — продукция СНГ (26%) и местных предприятий (28%), то есть, на сегодня казахстанские аграрии практически полностью зависимы от иностранных производителей. А, значит, на них самым болезненным образом отражается обесценивание национальной валюты. Ведь даже и ту долю техники, которая считается казахстанской, такой можно считать лишь условно, поскольку собирается она из импортируемых деталей, а уровень локализации не превышает 35%.
Полноценному развитию отечественного машиностроения мешает отсутствие государственной программы и бюджетной подпитки. Возможно, команда МСХ РК под руководством Сапархана Омарова найдёт пути по решению назревших проблем.
фото с сайта au-18.ru

Поделиться:

Похожие статьи