Отечественное сельхозмашиностроение: есть ли будущее?

10.01.2019 6 275

В последние годы государство обратило особое внимание на развитие сельского хозяйства, в особенности на обновление машинно-тракторного парка. Тут же встал вопрос о том, что могут предложить аграриям отечественные сельхозмашиностроительные предприятия? Анализ ситуации показал совсем не радужное положение дел. Как сегодня работает сфера сельхозмашиностроения, с какими проблемами сталкивается, и что нужно сделать, чтобы возродить данную отрасль экономики.
Реальная ситуация
— Сегодня в Казахстане действует 20 предприятий, которые выпускают или собирают сельхозтехнику, оборудование и комплектующие, — рассказал председатель правления ассоциации сельхозмашиностроителей «КазАгроМаш» Есиркеп Абдрахманов. — Объем производства сельхозтехники, по данным Министерства экономического развития, с 2014 по 2018 год выглядит так: в 2014 году произведено техники почти на 21 млрд тенге, в 2015 году — на 21,1 млрд, в 2016 году — на 34 млрд, в 2017 году произошел спад до 20 млрд тенге и за 9 месяцев 2018 года — на 19 млрд тенге. Общее количество тракторов составляет 152 тыс. единиц, 42 тыс. зерноуборочных комбайнов, при этом износ данной техники, по данным Минсельхоза, составляет 80%. Мы можем в год произвести 3600 тракторов, закупается порядка 3300 единиц, следовательно, потребность в тракторах можем самостоятельно удовлетворить. Производственная мощность по комбайнам составляет 1,5 тыс. единиц, а закупается 1 тыс., получается, что с лихвой можем обеспечить фермеров и ими. По жаткам мощность составляет 350 единиц, а закупается 300 жаток. Из этих цифр можно сделать два вывода. Первый — отечественное машиностроение может обеспечить текущий спрос аграриев в тракторах, комбайнах и жатках. Второй вывод — срок службы тракторов составляет 10 лет, а комбайнов еще меньше, значит, ежегодно должно закупаться 15 тыс. тракторов и 4 тыс. комбайнов. На деле приобретается в 4-5 раз меньше. Если и дальше такими же темпами будет вестись обновление машинно-тракторного парка, то через лет пять мы останемся без техники на полях. И в этой связи мне не понятно, как Минсельхоз намеревается выполнить программу по развитию мясного и молочного животноводства без сельхозтехники.
По данным, которые привел директор Костанайского филиала ТОО «КазНИИМЭСХ» Владимир Астафьев, из общего числа тракторов только 15% находится в рабочем состоянии, остальные 85% имеют очень высокий износ, причем многие из них подлежат списанию. По комбайнам ситуация выглядит немного лучше, срок работы до 10 лет имеют 40% комбайнов, остальные 60% имеют срок службы за пределами амортизационного срока.
— Необходимые темпы обновления сельхозтехники составляют 8-10% в год, — пояснил Владимир Астафьев. — Сейчас обновление по тракторам составляет чуть больше 1%, по комбайнам — около 3%, по сеялкам, жаткам и другой технике — около 1%. Работа на изношенной технике уменьшает производительность. К примеру, на полевых работах выработка трактора до 3 лет составляет 365 гектаров, больше 10 лет — 223 гектара, а если свыше 17 лет — 138 гектаров. В результате этого увеличиваются затраты на эксплуатацию техники и растут потери продукции. По предварительным оценкам, потери в валовом сборе составляют до 25%. Мы делали подсчет по общей стоимости обновления машинно-тракторного парка, по стране она составляет около 6 трлн тенге. Ежегодно технический парк должен обновляться на сумму 400 млрд тенге. Сегодня реальное обновление составляет до 100 млрд тенге. Что касается навесной техники, то она ежегодно покупается и производится на сумму свыше 20 млрд тенге.
По словам руководителя НИИ, для производства тракторов и комбайнов, возможна организация крупноузловой сборки зарубежной техники, а что касается прицепных и навесных машин, то казахстанские производители могут вести производство с нуля. Но когда идет разговор о крупноузловой сборке тракторов и комбайнов, необходимо иметь в виду и тот вопрос, что наряду с ней нужно ставить вопрос о производстве запасных частей к выпускаемой технике.
— Хочу отметить, что далеко не все производители зарубежной техники, которые заключили договоры промсборки с заводами Казахстана, соглашаются на открытие производств по выпуску запасных частей, — пояснил Владимир Леонидович. — Наши заводы, а после и фермер, купивший такую технику, становятся зависимыми от запчастей, которые приходится закупать по завышенной стоимости из-за рубежа. Мы просчитывали такой вариант, получилось, что если из запчастей собрать трактор, то он оказывается в 4 раза дороже, чем в первоначальном виде.
Поддержка с оговорками
Сегодня сфере сельхозмашиностроения оказывается поддержка в виде финансирования и субсидирования. Сейчас Минсельхозом реализуется две программы. Первая — инвестиционное субсидирование приобретенной техники в размере 25% от ее стоимости. В последние годы наблюдался спад по приобретению техники, учитывая данную ситуацию, Минсельхоз принял решение субсидировать по одной ставке технику любых производителей. Кроме того, акиматам регионов было дано право добавлять еще 10% к этой сумме из местного бюджета. Вторая программа — это субсидирование процентной банковской ставки при приобретении сельхозтехники в лизинг, которая действовала в 2015-2016 годах, но после была исключена, а с этого года опять начала действовать. Покупая технику через КазАгроФинанс в лизинг, государство дотирует 10% и для фермера остается 4-5%.
Но, как считают эксперты, для дальнейшего развития отрасли необходимо освободить сырье, материалы и комплектующие при импорте от таможенных пошлин и НДС. А во-вторых, освободить производителей от НДС при реализации готовой продукции. Сегодня многие предприятия, выпускающие оборудование, комплектующие или сельхозорудия, продавая свою продукцию в Казахстане, обязаны заплатить НДС, а такой же товар, но иностранного производства данным налогом не облагается. Перемены в существенной поддержке отечественных сельхозмашиностроителей ожидают в 2019 года.
— С 1 января 2019 года начнет действовать статья 399 Налогового кодекса «Импорт, освобождаемый от НДС», — отметил Есиркеп Абдрахманов. — Условия действия этой статьи заключаются в выполнении трех обязательных требований – наличие у предприятия таможенного режима «свободный склад», специнвестконтракта, который заключается с комитетом по инвестициям Министерства по инвестициям и развитию, а также соглашения о промсборке. Предприятиям нужно понимать, что льготы получат лишь те, кто соблюдает все три условия. Тогда завозимое сырье будет освобождаться от таможенных пошлин и НДС.
Для того чтобы понять истинную картину по состоянию предприятий, занимающихся выпуском сельхозтехники, летом представители института, совместно с Минсельхозом, посещали каждое из них. В итоге пришли к выводу, что производства загружены на 30-40%. Получается, что потенциал отечественных предприятий раскрыт не в полную меру по нескольким причинам.
— По настоящему сельхозмашиностроение в стране поднимают те заводы, которые занимаются производством сельхозмашин с нуля, — добавил Владимир Астафьев. – Это, в основном, небольшие прицепные или навесные машины, оборудование для очистки и сушки зерна. И именно данные предприятия пытаются с нуля возродить сельхозмашиностроение в стране. Сегодня мы не можем производить ни коробки перемены передач, ни двигатели к тракторам, не можем заниматься производством базовых деталей, из которых состоит самоходная техника. На сегодняшнем этапе мы можем изготавливать только прицепные и навесные орудия к ней. Нужно отметить, что имеющаяся система инвестсубсидирования поддерживает не только отечественные предприятия, но и дилеров, продающих зарубежную технику. Если рассматривать меры поддержки российских или белорусских сельхозмашиностроителей, то у них есть свои меры стимулирования сельхозмашиностроения. Мы проанализировали ситуацию в нашей стране. Если предприятие имеет свободный склад, то субсидирование ставки вознаграждения по кредитам/лизингу техники составляет 10%, инвестиционное субсидирование 25% плюс возможные 10% по решению акимата, 0% льгота по НДС, 0% утилизационный сбор и таможенные сборы. В этом случае удешевление техники может составлять от 25 до 40%. Рядовые производители в этом случае проигрывают, так как у них нет льготы по НДС, а значит и выпускаемая техника будет дороже. Что касается иностранной техники, то скидки практически нет, а по сельхозорудиям она составляет порядка 20%. В этом случае они находятся на одном уровне с отечественными рядовыми производителями. У меня возникает вопрос: «А кого мы поддерживаем?». Таким образом, мы никогда не поднимем отечественное сельхозмашиностроение. Сейчас нужно ставить вопрос так, чтобы выигрывали наши производители.
Как у соседей?
По словам Владимира Астафьева, в России для заводов, выпускающих сельхозтехнику, действует несколько программ, в числе которых субсидирование производителей сельскохозяйственной техники в размере от 15 до 30% от цены, дотирование из федерального бюджета на компенсацию выпуска и поддержку гарантийных обязательств в размере от 410 до 2450 тыс. рублей за единицу. А также программа субсидирования производителей сельскохозяйственной самоходной и прицепной техники из федерального бюджета на компенсацию части затрат на содержание рабочих мест в размере до 90% от затрат; программа субсидирования производителей сельскохозяйственной самоходной и прицепной техники из федерального бюджета на компенсацию части затрат на использование энергоресурсов энергоёмкими предприятиями до 90% от затрат. И субсидирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ от 50 до 70% от затрат. Также имеется льготное финансирование инвестиционных проектов по линии Фонда развития промышленности до 70% от суммы затрат на уплату процентов по кредиту. В рамках закона «О промышленной политике в РФ», предприятиям, заключившим специальные инвестиционные контракты, предусмотрено освобождение от имущественного налога, льготы по налогу на прибыль до полного освобождения. При софинансировании маркетинговых расходов при экспорте, предусмотрено субсидирование расходов на получение документов, подтверждающих соответствие продукции установленным требованиям; компенсация части затрат на транспортировку продукции до потребителя, финансирование части страховых сборов, пилотных и экспериментальных проектов. Сборочные производства сельхозтехники могут получать субсидии и компенсацию утилизационного сбора, при начальном уровне локализации в России не менее 30% с обязательным поэтапным увеличением до 50% и наличием развитой сети сервисных центров.
Действуют меры поддержки сельхозмашиностроения и в Белоруссии и Украине. К примеру, для белорусских фермеров продажа отечественной техники осуществляется со скидкой до 30%, ведется субсидирование 2/3 (7,6%) ставки рефинансирования по кредитам на приобретение техники, льготное кредитование. Ежегодно из госбюджета выделяются средства в размере 3-4% от ВВП (1,5 млрд.$) на поддержку агроформирований, в том числе компенсация затрат на приобретение и ремонт сельхозтехники — до 26,3% (390 млн.$), лизинг техники — 10,8%(150 млн $).
В Украине частичная (до 70% (8,5%)) компенсация учетной ставки по кредитам банков и лизинговых платежей, которые предоставляются предприятиям отечественного машиностроения на изготовление техники и оборудования для АПК. Частичная (до 40%) компенсация государством стоимости техники и оборудования для АПК, поставляемой фермерам.
— Сегодня мы, производители отечественной техники, находимся в неравном положении с зарубежными производителями, — подчеркнул Владимир Леонидович. — Зарубежных производителей поддерживают свои государства и они имеют льготы в Казахстане. А для отечественных производителей льготы доступны далеко не всем. И я считаю, что пока будем поддерживать иностранных производителей сельхозтехники, мы никогда не поднимем свое сельхозмашиностроение.
В свою очередь председатель ассоциации добавил, что в казахстанское законодательно уже внесены многие аналогичные меры поддержки сельхозмашиностроителей, только вот пока не понятно, как и какое из ведомств будет их оказывать, так как сельхозмашиностроение курирует несколько Министерств. Пока ясно одно — отечественному сельхозмашиностроению придется преодолеть еще немало препятствий на пути своего возрождения.
Татьяна Деревянко,
Костанайская область
фото с сайта old.vkarpinsk.info

Поделиться:

Похожие статьи