Откроем новое СПК?

21.12.2018 2 423

Казахстан сегодня для большинства потребительских рынков становится новым перспективным поставщиком сельскохозяйственной продукции. Аграрный сектор стал внимательнее относиться к передовым технологиям, прогнозам аналитиков агроиндустрии, уходить от универсальных систем ведения бизнеса и оттачивать современное качественное производство. Но для этого необходимо обозначить и устранить слабые места самой отрасли, которые в результате диалогов регулярно пытаются выяснить производители, переработчики, трейдеры и эксперты АПК.
Оцифровать свой бизнес стало главной задачей современного фермера. Чтобы сократить расходы, увеличить производительность и вывести качество товара на высокий уровень агробизнесмены обращаются к передовым технологиям. Отчетность, которую раньше готовили неделями, составляется нажатием одной кнопки, а за физическим состоянием животного можно наблюдать в собственном смартфоне.
«Возможность для молочной отрасли сейчас — это умная молочная ферма. Об этом проекте много говорят. Нашей компанией запущен первый пилотный проект в Костанайской области. Надо сказать, что в целом регион является пилотным по цифровизации АПК. Проект – разработка австрийских и немецких ученых. Через болюс, который внедряют в рубец животному, поступают данные о состоянии последнего на мобильное приложение, которое доступно всем сотрудникам компании», — рассказывает директор по маркетингу КАС Консалт, Ольга Зиберт.
Такой проект не может стоить дешево. Но технология окупается уже после полугода работы, поэтому становится доступна любому бизнесу. Движение топ-менеджмента на рынке инноваций и возможностей гарантирует прогресс предприятия.
«Цифровизация в целом — это хорошо. И в бизнесе, и в обычной жизни. Она открывает большие возможности для ускорения труда, для оптимизации процессов. Поэтому в целом – это хорошее веяние. А решение уже за самими бизнесменами, стоит ли вкладываться в это дело», — считает национальный консультант Продовольственной сельскохозяйственной организации ООН, ФАО, Саят Шортан.
Отраслевая конференция затронула и экономический аспект АПК. Самодостаточно ли сельское хозяйство Казахстана? По оценкам специалистов отрасли, банки второго уровня становятся все дальше от фермера. Уровень кредитования агробизнесменов давно идет на убыль, и причиной тому является падение репутации сельского хозяйства для частных финансовых институтов.
Особое место в ряде проблем сельского хозяйства занимает логистика. По мнению участников диалога, в первую очередь необходимо понять и донести до всех представителей агроиндустрии, чья это компетенция и кто должен заниматься решением этой ежесезонной проблемы.
«Действительно, тяжело что-то вывезти: и зерновозы, и фуры, и автотранспорт тяжело найти в направлении Европы. Бизнесу нужно подключаться к решению этого вопроса. Может быть, не созрели мы до конца, надеемся все больше на государство. А может оно и не должно этим заниматься», — считает Саят Шортан.
Главным событием отраслевой конференции стала презентация нового проекта – создание Союза полеводов Казахстана. Идея принадлежит республиканскому исследовательскому бюро, которое уже несколько лет работает в тесном контакте с растениеводами страны. Основная проблема производителей сельхоз культур в отсутствии необходимой информации.
«Проводя опрос фермеров, мы задавали вопрос: «Назовите главную проблему, с которой вы сталкиваетесь сегодня». Мы удивились, что 35% опрошенных ответили, что им не хватает знаний. Мы поняли, что именно по производству, научная часть, у каждого фермера по-своему решились. Это можно назвать кустарщиной: каждый в рамках своего хозяйства действует по-своему. Пресловутые рекомендации к посеву и уборке, на самом деле, это универсальные решения, которые не всегда срабатывают. Условия у всех различные, вплоть до соседствующих гектаров. Поэтому фермеры правы в том, чтобы наладить производство по своим наблюдениям», — делится впечатлениями руководитель исследовательского бюро «Зерновые и Масличные Казахстана», Виктор Асланов.
Сегодня фермер работает на авось – весной он не знает, что сеять, осенью – гадает, когда продавать. Прибыльный бизнес всегда имеет выработанную стратегию, а не ориентируется на доступность семян, вместо выбора в будущем маржинальной культуры, и не на погодные условия, долгосрочный прогноз, на которые обычно слаб. Угадать бизнесменам удается не всегда.
Если соотнести посевные площади, выделенные под возделывание рапса в течение нескольких лет, и его оценочную стоимость по факту сбора урожая, то видны существенные промахи. К примеру, в маркетинговом сезоне 16-17 года казахстанские аграрии резко сократили площади под масличную культуру. Предпочли рапсу другие растения. А его стоимость в указанном сезоне возросла. Так оценочные потери от недосеянного рапса составили 22,2 млн долларов. Сохрани фермер посевные площади на уровне предыдущего года, получил бы с каждого гектара по 200 долларов чистой прибыли.
«Это может решить Союз полеводов Казахстана. На тот момент, когда фермеры только определялись с культурами, аналитики знали этот тренд. Что рапс будет стоять дороже прошлогоднего ценника. Мы поясняли это, приводили доказательную базу. Все фундаментальные факторы говорили, что рапс подорожает. В слабой степени могли бы прогнозировать погодный фактор, но, тем не менее, его стоимость могли точно спрогнозировать. Так мы могли бы помочь получить фермеру те самые «лишние» 200 долларов с гектара», — убежден Виктор Асланов.
Для участия в Союзе предусматривается скромный вступительный взнос – по одному тенге с гектара, и ежегодный членский платеж в размере 100 долларов. За рубежом популярны узконаправленные ассоциации, которые не редко открывают для решения всего одного конкретного вопроса. По аналогичному принципу будет действовать презентованный Союз полеводов Казахстана. Его цель – производители сельскохозяйственных культур, их деятельность, сбор и распространение обобщенной информации.
«Маркетинговый консалтинг – это лишь одно из подразделений Союза. Мы создаем площадку, на которой, в первую очередь будут обсуждаться текущие задачи. Поработаем над увеличением производительности. У нас две основные задачи – сила гектара и цена. Мы готовы к этим вопросам. Ожидаем, что это будет обмен информацией. Нужно какие-то показатели актуализировать, получить репрезентативные сведения от полеводов. Взаимообмен», — объясняет руководитель исследовательского бюро.
Аналитики утверждают, что в фермерской среде сельскохозяйственной отрасли слаба консолидация производителей. Они в курсе своих показателей, но не могут дать объективную оценку своему производству на фоне остальных хозяйств. Поэтому новый Союз полеводов необходим агробизнесу.
«Успех этой организации будет полностью зависеть от того, как она сама будет действовать. Если это клуб единомышленников и у них получится организовать работу, то этот Союз имеет будущее. Потому что ниша не закрыта. Есть вопросы, которые бы хотелось обсуждать, решать», — считает Саят Шортан.
Инициаторы создания Союза полеводов гарантируют со временем появление точной калькуляции рентабельности производства каждой культуры, каждого хозяйства в отдельности и в целом благоприятный экономический эффект от совместной работы с фермерами на благосостояние Казахстана.
фото с сайта familegal.ru

Поделиться:

Похожие статьи