Во главу угла – развитие сельскохозяйственной кооперации в АПК Казахстана

04.06.2020 17 866
сельское хозяйство

Одно из приоритетных направлений развития АПК Казахстана — решение мелкотоварного характера сельскохозяйственного производства путем объединения малых форм хозяйствования в сельскохозяйственные кооперативы и развития инфраструктуры в системе продвижения продукции от производителя до потребителя. Анализ ситуации, сложившейся в АПК республики, показывает, что еще не в полной мере реализуются возможности и преимущества кооперативных принципов, потенциальный резерв сельскохозяйственной кооперации в формировании продовольственного фонда, недооцениваются ее роль и значение в социально-экономическом развитии страны.

Приоритетность развития сельскохозяйственной кооперации в РК подтверждается поставленными задачами:

— в Государственной Программе развития АПК РК на 2017-2021 гг. и др.;

— в Посланиях Первого Президента РК Н.Назарбаева народу Казахстана в 2012, 2014, 2017 годах, где было отмечена необходимость «поощрения малого и среднего бизнеса к объединению и кооперации», «устранить все барьеры, препятствующие развитию бизнеса в сельском хозяйстве, процессу кооперации фермерства, эффективному землепользованию»; «в течение 5 лет создать все условия для объединения более 500 тыс. домашних хозяйств и малых фермеров в кооперативы;

— в Обращении Президента РК К.-Ж. Токаева от 11мая 2020 г., где «поручено Правительству совместно с НПП «Атамекен» запустить в нескольких регионах пилотный проект по развитию кооперационной цепочки на селе «от поля до прилавка, затем можно приступить к масштабированию проекта и к середине 2021 года разработать полноценную Программу».

Основными факторами, обосновывающие необходимостьобъединения малых форм хозяйствования в сельхозкооперативы, являются:

— мелкотоварный характер сельскохозяйственного производства, высокая доля КФХ и ЛПХ в общем объеме валовой продукции сельского хозяйства (52,7%), особенно животноводческой продукции (78,1%);

— усиление роли посредников в процессе продвижения сельхозпродукции от производителя до потребителя, полностью исключившие взаимосвязь сельскохозяйственных, перерабатывающих, торгово-сбытовых предприятий;

— низкая доля переработки сельхозпродукции (молока – 23,3%, мяса – 27,8%, плодов и овощей – 11,3%), следствием которого является не загруженность мощностей перерабатывающих предприятий, выпуск не конкурентоспособной продукции по сравнению с импортной;

— финансовая несостоятельность малых форм хозяйствования (отсутствие собственной сельхозтехники, финансовых средств на приобретение семян, удобрений, кормов, ГСМ и др.), недоступность банковских кредитов, а также предоставляемых мер господдержки в связи с несоответствием их предъявляемым требованиям, отсутствия залогового имущества и др.;

— низкий уровень доходов сельских жителей, не позволяющий обеспечить необходимый стартовый капитал для развития МСБ на селе, низкий уровень приложения труда, рост безработицы, отток молодежи из села.

К позитивным результатам развития сельскохозяйственной кооперации в республике можно отнести следующие:

— сельскохозяйственным кооперативам (сбытовой, перерабатывающий, снабженческий, сервисный и др.) присвоен правовой статус коммерческой организации, позволяющий распределять чистый доход кооператива между его членами пропорционально вкладу каждого участника (в ранее действовавших законах данные кооперативы имели статус некоммерческой организации, что не давало возможности распределять полученный доход кооператива между его членами);

— созданы стимулирующие факторы объединения малых форм хозяйствования путем приоритетного предоставления сельхозкооперативам господдержки в виде субсидий, инвестсубсидий, льготного кредитования и налогообложения и др.;
— изменилось отношение сельхозтоваропроизводителей к процессу кооперирования, появилось доверие, желание объединиться с целью защиты своих интересов, открытия собственного бизнеса.

Однако, несмотря на наличие правовой базы(принятие нового Закона РК «О сельскохозяйственных кооперативах» в 2015г.), финансово-кредитной поддержки государства (субсидии, инвестсубсидии, льготное кредитование и налогообложение), сельхозкооперативы еще не получили должного распространения и развития.

К негативным факторам, сдерживающим процесс сельхозкооперации, следует, прежде всего, отнести:

— нарушение основного принципа кооперации — добровольности вступления в кооператив, действовал в значительной степени принцип создания «сверху-вниз» вместо «снизу-вверх», был установлен план создания сельхозкооперативов, что способствовало увеличению их количества, но не повышению эффективного их функционирования;

— при предоставлении мер господдержки сельхозкооперативам предъявлялось требование объединения не менее 20 ЛПХ,в случае не соответствия требованиям кооператив и его члены не могли претендовать на получение господдержки, что привело к созданию «лжекооперативов», в члены кооператива включали посторонних людей, не имеющих отношения к сельхозпроизводству и кооперации;

— отсутствие координирующих, регулирующих органов в виде союзов (ассоциаций) сельхозкооперативов на разных уровнях, контролирующих органов по соответствию деятельности сельхозкооперативов кооперативным принципам, финансовой их деятельности в виде ревизионных (аудиторских) союзов сельхозкооперативов, что привело к нарушению принципов распределения дохода между членами кооператива, неправильному учету, государственной регистрации, лишению их использования специального налогового режима;

— недостаточная информированность сельхъозтоваропроизводителей о преимуществах кооперации, механизме их создания и функционирования, основных положениях нового Закона, мерах господдержки, отсутствие комплексности в процессе разъяснительной работы;

— сложности получения льготного кредита из-за отсутствия залогового имущества или его не ликвидностью у мелких хозяйств, значительного количества документов, требуемых «ФФПСХ»;

— отсутствие финансовых средств у малых форм хозяйствования (ЛПХ, КХ и др.) на покупку кормов, на строительство инфраструктуры для убойного цеха в виде подведения света, воды и др., высокий удельный вес затрат на сбор и транспортировку продукции.

Эти факторы подтверждают, что сельхозкооперация в республике не получила должного развития, не достигла социально-экономической эффективности их деятельности. Увеличение количества сельскохозяйственных кооперативов не способствовало достижению повышения качественных показателей роста производства сельхозпродукции, доходов производителей продукции, развития инфраструктуры в сферах хранения, переработки, транспортировки и сбыта продукции, обеспечения основными средствами производства и обслуживания сельхозтоваропроизводителей.

1. В связи с этим, рекомендуется внести изменения и дополнения в некоторые нормативно-законодательные акты, касающиеся сельскохозяйственной кооперации:

— в Закон РК «О сельскохозяйственных кооперативах» от 29.10.2015 внести изменения в статью 36 п.1 «сельскохозяйственный кооператив обязан ежегодно осуществлять ревизию финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственного кооператива. В действующем законе прописано вправе, т.е. не обязательно. Данное предложение обосновывается тем, что в зарегистрированных сельхозкооперативах не ведется должным образом первичный и бухгалтерский учет, паевой фонд кооператива формируется только из вступительных взносов (5 МРП), не формируется имущественный, дополнительный взносы, являющиеся основой для начисления дивидендов членов кооператива, соответственно не сформирован резервный и др. фонды, не ведется контроль по формированию доходной части кооператива;

— в Закон РК «О сельскохозяйственных кооперативах» от 29.10.2015 внести новый раздел «Внутрихозяйственный механизм взаимоотношений между членами кооператива и самим кооперативом», где должен быть прописан механизм формирования паевого фонда, внесения паевых, имущественных и дополнительных взносов, распределения дохода между участниками кооперации в зависимости от формы, вида деятельности, дивидендов, механизм внутрихозяйственных расчетов при предоставлении разных видов услуг, организации кооперативных объектов и др.;

— в Налоговый Кодекс РК внести дополнение к разделу «Вычеты» статья 100 подпункт следующего содержания «Расходами налогоплательщиков являются кооперативные выплаты членам сельскохозяйственного кооператива» с целью снижения рисков нарушения правовых норм, во избежании двойного налогообложения и дисбаланса при распределении чистой прибыли кооператива.

2. Совершенствовать механизм господдержки сельхозкооперативов путем:

— сохранения приоритета при предоставлении инвестсубсидий до 50% на приобретение технологического оборудования и сельхозтехники,льготного кредита сельхозкооперативам путем упрощение процедуры кредитования и сокращения перечня документов, сроков рассмотрения заявки, пересмотра политики залогового обеспечения и др.

3. Разработать и принять Государственную и региональные Программы развития сельскохозяйственной кооперации в РК, основной целью которых является обеспечение устойчивого развития кооперационных процессов, повышение его роли в стабилизации АПК, защита экономических интересов сельхозтоваропроизводителей и др.

4. Разработать и реализовать в ряде регионов РК пилотные проекты по развитию кооперационной цепочки на селе «от поля до прилавка» с целью формирования эффективного механизма продвижения продукции АПК от производителя до потребителя по технологической цепочке «производство-хранение-переработка- транспортировка- сбыт».

5. Проводить постоянный мониторинг и периодические выборные обследования сельхозкооперативов с целью получения достоверной информации о деятельности сельскохозяйственных кооперативов и их эффективности.

6. Создать сеть информационно-консультационной службы развития сельскохозяйственной кооперации.

Г.У. Акимбекова, доктор экономических наук, профессор, академик АСХН РК

фото: pixabay.com

Поделиться:

Похожие статьи