Куда заведут реформы животновоство Казахстана?

03.04.2018 6 240
коровы

В очередной раз аграрии страны разочарованы отсутствием преемственности в стратегии развития отрасли между сменяющими друг друга министрами сельского хозяйства. В конце 2017 года аграрное ведомство возглавил Умирзак Шукеев, сменив в должности Аскара Мырзахметова. Опубликованные недавно проекты правил господдержки свидетельствуют о том, что приоритеты новой команды Минсельхоза изменились на 180 градусов. При этом специалисты говорят о том, что сельское хозяйство – это та отрасль, где результат не приходит сразу. Поэтому и стратегия развития для нее нужна долгосрочная. Об этом сообщает корреспондент газеты «Индустриальная Караганда».
Год назад, в феврале 2017 года, была утверждена Государственная программа развития АПК РК на 2017-2021 годы. Готовя ее, Минсельхоз РК (под руководством тогдашнего министра Аскара Мырзахметова) провел анализ животноводческой отрасли. Было установлено, что 75% мяса в стране производят сельчане на личных подворьях. При этом они практически не получают господдержки. Логичным выводом из этого анализа стало то, что в госпрограмме закрепили поддержку именно личных подсобных хозяйств (ЛПХ), объединённых в сельхозкооперативы (СХК). Были введены инвестсубсидии на оборудование (молокоприемные пункты и убойные цеха), а также натурные субсидии – на каждый килограмм сданного мяса и каждый литр молока.
Кстати, у этой позиции, кроме чисто экономической, была и политическая составляющая. Ведь при общей численности населения страны порядка 18 млн человек в сельской местности живёт 7,7 млн (более 46%). И для многих сельчан личное подворье (а именно: производство мяса и молока) является единственным источником дохода. Так что поддержка ЛПХ – это инструмент повышения уровня жизни на селе.
Однако новая команда Минсельхоза в проектах правил господдержки предлагает свернуть субсидирование кооперативов и перенести акцент на крупные сельхозпредприятия. Такая позиция объясняется тем, что мелкие хозяйства бесперспективны с точки зрения роста производительности труда – новую технику себе купить не могут, современные агротехнологии не внедряют. Мол, перспективы развития имеют только крупные и средние агроформирования. Они и будут поддерживаться государством.
Толеутай Рахимбеков, работавший вице-министром в команде Аскара Мырзахметова и отвечавший за сельхозкооперацию, дал такой комментарий по этому поводу: «Суммы, необходимые на господдержку СХК, небольшие. Это недобросовестные критиканы ГАП (Госпрограммы развития АПК на 2017-2021 годы) раздули на всю страну шум о том, что по ГАП все деньги у сельского хозяйства, у крупных и средних аграриев, отобрали и кинули на поддержку только СХК и ЛПХ. Даже по официальным данным самого МСХ, в 2017 году на кредитование 342 СХК выделили 3,4 млрд тенге, то есть по 10 млн тенге на один СХК на приобретение молприемных, убойных пунктов, транспорта и тракторов. Половина этой суммы вернулась в качестве инвестсубсидий 50% их стоимости, для этого было выделено 1,7 млрд тенге. На субсидирование услуг СХК своим членам выделили менее 500 млн тенге (например, за сбор, хранение, сдачу молока молзаводам из расчета 10 тенге за 1 литр). Итого вся господдержка 342 СХК за 2017 год по ГАП составила 3,4 млрд кредитов и 2,2 млрд тенге субсидий. При том, что всего субсидий АПК за этот же год выплачено около 200 млрд тенге, то есть на СХК субсидий всего около 1%!»
С целью сокращения господдержки кооперативов объявлены экономия средств и перенаправление их на «более нужные» (по оценке Минсельхоза) задачи. И в первую очередь это – реанимированная программа ввоза импортного поголовья в страну. Аграрное ведомство озвучивает позицию о том, что естественного прироста поголовья (на уровне 3-4% в год) для развития отрасли недостаточно. Поэтому предложено субсидировать ввоз скота из-за границы для быстрого увеличения производства мяса.
– По поводу импорта скота – это же бессмысленно, – говорит Кайрат Оспанов, директор животноводческой фермы. – Завезти его, конечно, можно. Но зачем? При имеющемся дефиците кормов – просто загубить.
Речь о дефиците кормов зашла не случайно. Проведенный в 2017 году анализ Минсельхоза при создании Карты кормопроизводства показал: из-за отсутствия достаточного количества кормов животные недополучают половину необходимого питания. В Карагандинской области, например, при ежегодной потребности в 1755 тыс. тонн кормовых единиц заготавливается лишь 967 тыс. Вывод исследования был таким: «Недокорм животных в размере 1 к.ед./сутки в среднем снижает продуктивность на 4-5%. Таким образом, имеющийся дефицит корма в 8,5 млн т к. ед. является причиной недополучения 14% валовой продукции на общую сумму 211 млрд тенге». Согласно этому исследованию Карагандинская область недополучает 20% животноводческой продукции.
Для решения проблемы Картой кормопроизводства предлагался ряд мер. В том числе повышение за пять лет производства силоса по стране на 4 млн тонн – с 1,3 до 5,3 млн тонн. Добиться этого следовало мерами господдержки: охват погектарным субсидированием кормовых и фуражных культур предлагалось увеличить с 830 тыс. га в 2016 году до 1 500 тыс. га в 2021 году.
Однако новая команда Минсельхоза уже высказалась за отмену не только господдержки кооперативов, но и субсидирования производства кормов.
Предварительные прикидки говорят о том, что субсидирование импорта скота обойдется Минсельхозу примерно в 50 млрд тенге в год. При этом субсидирование кормопроизводства, согласно Карте развития, предполагалось на сумму в 10 млрд тенге в год. То есть гораздо меньшие деньги принесли бы гораздо больше пользы. Ведь накормленный по нормативам скот давал бы больше мяса, даже без увеличения поголовья.
При этом специалисты говорят о том, что непонятен в принципе акцент на развитии именно мясного скотоводства. В Госпрограмме развития АПК РК на 2017-2021 годы шла речь о необходимости обеспечения продовольственной безопасности страны. А это – совсем не производство говядины, которой страна обеспечивает себя практически полностью.
– Политика Минсельхоза, на мой взгляд, должна состоять в том, чтобы в приоритетном порядке поддерживать те направления, по которым у нас внутренний рынок не закрыт, – продолжает Кайрат Оспанов. – Обеспеченность Казахстана собственным молоком официально – не более 30%. А реально и того меньше, процентов 20. И в первую очередь Минсельхоз должен думать о том, чтобы собственную страну качественной продукцией обеспечить, а не экспортировать мясо и кормить кого-то за границей. Если с молоком такие проблемы, то почему эта отрасль практически не поддерживается? Мы, молочники, уже пять лет получаем субсидии на литр в неизменном размере: для ферм первой категории – 25 тенге, для второй – 15 тенге. При этом в проекте субсидирования мясного скотоводства, как мы узнали, предложено повысить субсидии на мясо сразу в несколько раз!
Фермер указывает на то, что при грамотном подходе мясным животноводством отдельно вообще заниматься не надо. Намного эффективнее разводить универсальные, мясо-молочные породы крупного рогатого скота. Ведь понятно, что половина ежегодного приплода молочных ферм – это бычки. Фермеры их откармливают и сдают на мясо, только тёлочек оставляя для пополнения дойного стада. Всё! Если вкладываться именно в такие проекты, то и молоком, и мясом Казахстан себя обеспечит намного быстрее.

Поделиться:

Похожие статьи