Нужны ли субсидии на молоко для казахстанских фермеров?
Казахстан сохраняет достаточно уверенный рост в развитии животноводства. Отдельное внимание последние годы стало получать молочное скотоводство. Сегодня мы поговорим о программах, проектах и финансовой поддержке, которые десятилетия ждала молочная отрасль, дождалась и совершила стремительный рывок вперед.
За десятилетия структура хозяйствования в Казахстане сильно изменилась. В 1990-х годах около 70% поголовья находилось в сельхозформированиях, 30% — в крестьянских и личных подсобных хозяйствах. Сегодня в организованных хозяйствах содержится почти 45% поголовья КРС.В стране насчитывается 4,9 млн голов КРС молочного направления, из них коров — 2,5 млн, работают порядка 500 действующих молочно-товарных ферм. Всего сельхозформированиями производится до 1,6 млн. тонн молока, при этом доля производства молока в них составляет лишь 27,1% общего объема.
Минсельхозом реализуется отраслевая долгосрочная программа по развитию молочного животноводства, чтобы увеличить производство на 1 млн тонн молока. Это поможет максимально загрузить молокоперерабатывающие предприятия.
Что касается государственной поддержки, в 2019 году по направлению удешевления стоимости молока коровьего 398 хозяйств получили субсидии на общую сумму 11,2 млрд тенге, фермеры кредитуются через Аграрную кредитную корпорацию, Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства.
Для каждого региона республики определяются показатели создания молочно-товарных ферм. В текущем году планируется создать не менее 30 семейных МТФ и 25 промышленных МТФ с поголовьем не менее 15 тыс. голов дойного стада. При этом, конечно, видимые результаты возможно достичь посредством создания промышленных молочно-товарных ферм.
Тем временем агробизнесмены характеризуют производство коровьего молока – как бизнес, которому нужно время. Все потому, что несмотря на каждодневный доход, его окупаемость наступает спустя несколько лет.
«Это такой бизнес – вложил деньги сегодня, но через 3 года или через 5 лет ты не получишь достойную прибыль. Может через 10 лет. Поэтому в этот бизнес никто не идет», — говорит директор ТОО Борте Милка, Нуралы Абишов.
«Изначально, на решение каким видом животноводства заниматься, повлияли два фактора. Для молочного бизнеса нужны дороги и наличие чистой питьевой воды. Эти факторы нас подводили на тот момент, поэтому решили заняться мясным направлением. В этом плане оно проще», — объясняет директор КТ «Мамбетов и К», Еркебулан Мамбетов.
Десятилетия назад, начиная агробизнес, многие выбирали мясное скотоводство, потому что оно действительно проще. В молочной отросли все гораздо сложнее, мало того, что для старта нужен внушительный капитал, а выйти на самоокупаемость молочная ферма может через десять и более лет, так еще и работы больше.
«Молочно-товарная ферма — это круглогодичное содержание скота. Своеобразное отношение к корове. Надо ее холить и лелеять, чтобы она дала больше молока. Ветеринарная профилактика более скрупулёзная, чем в мясном животноводстве. И корма должны быть соответствующие, кормовые добавки, а они — дорогие», — говорит заместитель директора департамента животноводства МСХ, Кайрат Мутаев.
Плюс ко всему государственная поддержка была больше обращена в сторону мясного направления. Потому заниматься молочным скотоводством отечественные фермеры не спешили.
«За последние 10 лет основной упор Министерство сельского хозяйства делало на развитие мясного животноводство. Это объяснялось тем, что мы обладаем большими пастбищами, их надо было обводнить, вовлечь большое количество фермеров. А молочное животноводство развивалось параллельно, но ему не уделялось большого внимания», — констатирует К. Мутаев.
За последние 10 лет ежегодно в стране строили максимум 3 промышленные МТФ. И только з
а 2019 введено 8 промышленных и 22 семейных ферм. С 2020 года планируется ежегодно вводить по 25 промышленных МТФ.
«Не каждый заинтересован держать маточное поголовье. Эта отрасль экономически тяжелая. Когда государство еще субсидирует, то дело выходит на рентабельность. И тогда люди более заинтересованы. Увеличивается продуктивность, заработная плата. На все влияет. Если государство пошло на субсидирование, то значит всесторонне улучшается обстановка. Самое главное — люди держатся в селе», — делится мнением руководитель ТОО «Санта-Мария», Павел Леонов.
По информации Минсельхоза все меры господдержки молочного производства сохраняются без изменений. Это субсидия на кормовую базу, производство кг сырья, искусственное осеменение, приобретение маточного поголовья, и инвестиционные субсидии.
«Особенно для таких как я — начинающих, входящих в рынок молочного направления, это существенная поддержка и помощь», — комментирует Е. Мамбетов.
Разработанная государственная поддержка поможет производителям снабжать молокозаводы качественным сырьем и выходить на рентабельность.
«Рентабельности почти не было. Мясо давало 10-15% рентабельности, а молоко не давало. Но теперь молоко выходит на рентабельность. Если затраты выходят 80-85 тенге на литр, то сдаем по 130 и плюс государство платит 25 тенге за литр. Это порождает заинтересованность в увеличении поголовья», — уверен П. Леонов.
Субсидии на производство кг молока рассчитаны на стимулирование фермеров на увеличение численности скота, приобретение оборудования и внедрение современных технологий. МТФ с поголовьем от 600 получает за произведённый килограмм молока 35 тенге, ферма с 400 буренками – 20 тенге, с 50– 10 тенге. Столько же получает СПК за сбор сырья с подворья.
«Мы силы свои, конечно же, рассчитывали. Когда бизнес план строили у нас были одни расчеты при получении субсидий и вторые – без них. Поэтому окупаемость нашего проекта была 7 лет при наличии субсидий и 10 лет без них», — говорит агробизнесмен Е. Мамбетов.
Отечественное производство молочной продукции покрывает лишь четверть внутреннего спроса. Однако если в стране будут действовать 25 промышленных МТФ с поголовьем от 600 коров и производственной мощностью в 100 тысяч тонн в год, то за 5 лет самообеспеченность республики выйдет на уровень планируемых 80-90%.
«Если государство пошло на субсидиии, если еще затронет земельный вопрос, тогда полностью обеспечим страну молоком. Это когда взял землю – будь добр держи поголовье. 100 или 200 голов – неважно», — заверил Павел Леонов.
«У нас завозится молочная продукция в Казахстан в перерасчете на молоко около 500 тысяч тонн. Заходит в основном белорусское, российское, украинское в виде сухого порошка. И наши отечественные производители бывают не конкурентоспособны с импортной продукцией в связи с низкой себестоимостью производства молока в тех странах», — отмечает К. Мутаев.
Объем импорта в 2019 годув пересчете на молоко превысил 464,6 тыс. тонн. Направления: Турция, Польша, Иран, Италия, Литва, Латвия, Беларусь, Украина, Россия, Франция. Данные учитывают сезонность продукта, и как следствиезакуп сухого молока.
Экспорт составил 152 тыс. тонн. Товар уходил в Кыргызстан, Россию, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Монголию и Азербайджан.
Вести серьезный разговор об экспорте или конкурентоспособности казахстанского молока пока рано, считают производители. Равно как и о успешности и самостоятельности этого бизнеса через несколько лет. Агробизнесмены не могут спрогнозировать, сколько лет нужно субсидировать отрасль, чтобы она встала на ноги.
«Эти субсидии нужны для развития. Государство ведь не может постоянно субсидировать. Но надо будет изучать рынок. Если наши соседи будут субсидировать своих производителей, а мы останемся без господдержки, то ясно что мы не будем конкурентоспособны. Поэтому сложно сказать однозначно, что будет верна политика:«Вот мы субсидируем для развития, а дальше плывите сами». Дальше надо будет смотреть где плыть, в каком океане мы, кто рядом», — считает Е. Мамбетов.
В 2019 году введено в эксплуатацию 18 проектов молочного направления общей стоимостью 18,7 млрд. тенге с производственной мощностью 68,5 тыс. тонн молока 6 млн. шт. сырков и 3,9 млн. шт. йогурта в год.
«У нас прекрасные выпаса, прекрасная кормовая база, просторные площади. Производи, живи и обеспечивай свой народ!», — призывает Павел Леонов.
«Всем бизнесменам говорю: чем какие-то гостиницы и рестораны строить, надо вкладывать в такой бизнес», — поддерживает Н. Абишов.
Некоторые производители убеждены, что для успешного молочного бизнеса и экономики отрасли необходимы кластеры. Без них качественного молочного продукта добиться невозможно.
«Нужно, чтобы у каждогопроизводителя молока были не только свои фермы и коровы, но собственная переработка. Тогда качественное молоко в стране будет, и его будет много», — цитата из беседы с Н. Абишовым.
«Мне часто задают вопрос: «Когда мы увидим на прилавках молоко Мамбетова?».Я не готов сегодня этими вещами заниматься. Я сельхозник, я выращиваю, я учился на это и задачу ставлю сейчас отработать программу и дальше развивать ферму», — отвечает на это агробизнесмен Е. Мамбетов.
Как будет развиваться молочное скотоводство в условиях программы субсидирования – уже зависит от отечественных бизнесменов. Ведь та поддержка, которую они ждали много лет — им предоставлена, и государство наметило курс на развитие молочной отрасли. Осталось дело за малым.
Босс-Агро