Запретить экспорт зерна – лишиться валютной выручки
Последние недели для экспортеров зерновых и масличных культур были насыщены событиями. По большей части негативными. Сначала их шокировал запрет на экспорт культур, потом — ввод ограничений, квотирование объемов продаж за рубеж, и завершающий удар нанесло «распределение квот». В итоге, сегодня трейдеры смотрят на свои готовые к отправке вагоны с зерном и думают, как оправдываться перед теми, кто ждет эту уже оплаченную пшеницу.
«Выступая от имени группы экспортеров пшеницы, а нас порядка 200 компаний малого и среднего бизнеса, хотели довести информацию, что на наши склады в текущее время завезено ориентировочно 400 – 450 тысяч тонн зерна под заключенные контракты, сформированы заявки еще на 120 – 150 тысяч тонн зерна под следующие контракты, что примерно даст валютную выручку в объеме более 120 млн. долларов», — цитата из последнего обращения зернотрейдеров Президенту РК Касым-ЖомартуТокаеву от 10 апреля.
Но, обо всем по порядку…
Мы не субсидии просим!
29 марта перевозчиков уведомили о том, что с 9 часов вечера указанного дня ни один груженный зерном и масличными культурами вагон принят КТЖ не будет.Зерновики взялись за калькуляторы в надежде доказать, что в стране вполне достаточно зерна, чтобы обеспечить внутреннюю потребность и поработать на экспорт.
«Конечно мы понимаем принимаемые меры в период действия ЧП. Но хотим обратить внимание на цифры: На 1 марта 2020 в РК в наличии имелось 9,2 млн тонн зерна, в том числе продовольственного – 6,4 млн, семенного – 1,5, фуражного — 1,3. Статистика потребления на душу населения в среднем за месяц хлеба пшеничного из муки 1 сорта — 3,6 кг, макарон — 1 кг. На производство муки и макарон потребуется порядка 110-120 тысяч тонн пшеницы ежемесячно. При этом склады мукомольных предприятий обеспечены готовой продукцией на продажу на ближайшие 2-4 месяца, и порядка 47% мукомолов ориентированы на внутренний рынок РК. Как показывает практика прошлых лет в самые напряженные месяцы по жд дорогам максимально перевозилось до 1 млн зерна, и далее в период посевных работ шел заметный спад в зерноперевозках. В июне-июле крестьяне собирают озимую пшеницу, в августе начинается сбор нового урожая. Т.о. можно констатировать, что имеющихся запасов пшеницы достаточно и вводить ограничения на ее экспорт путем распределения квот — преждевременно», — цитата из письменного обращения бизнесменов к Премьер-Министру РК А. Мамину, Председателю Правления Национальной палаты РК «Атамекен» А. Мырзахметову и Министру сх РК С. Омарову от 2 апреля.
Ко всему прочему, снижение валютной выручки от продаж нефти может компенсировать экспорт пшеницы. В настоящее время он является надежным и стабильным источником поступления финансов в казну государства.
Решение о квотировании вывозимых за границу объемов урожая заставило трейдеров быть тревогу. Стало понятно, что отменять запрет не будут. А пока Минсельхоз будет считать и распределять квоты, обязательства поуже заключенным контрактамменяться не будут. Поэтому экспортеры просили разрешение на отправку уже готовых составов, которых на тот момент насчитывалось 123.
Бизнесмены подчеркивали, что это непрошение о налоговых послаблениях или получении субсидий, а просьба отнестись с участием и пониманием к их ситуации.
А если мы сами себе элеватор?
Введенныечуть позже «Правила квотирования экспорта пшеницы» побудили генерального директора ТОО «NurlyZholTrade» КанатаКобесова на личное обращение Председателю Правления Национальной палаты РК «Атамекен» А. Мырзахметову. Они, по мнению зернотрейдеров, которое в письме от своего лица изложил бизнесмен, требуют доработки.
«В частности, «Правила» создают условия исключительно для лицензированных элеваторов, при этом предусмотрено что экспортер должен подтвердить наличие зерна на конкретном элеваторе с обязательным выпуском зерновой расписки. А как же быть владельцам складов, которые покупают зерно у местных Крестьянских хозяйств и хранят зерно для собственного экспорта??? Полагаю, что только ТОР-10 компаний-экспортеров-владельцев собственных элеваторов смогут подтвердить наличие собственного зерна на собственном элеваторе», — выдержка из письма.
Экспортер озвучил предположение, что ситуацией воспользуются элеваторы и увеличат стоимость своих услуг. Вспомнились и давние претензии бизнесменов к лицензированным ХПП. По словам автора письма, практически у каждого трейдера в практике есть своя история с участием недобросовестных элеваторов.
Расписки выпущены, а зерна фактически нет,не соответствие заявленному качеству,стадия банкротства элеватора и соответственно арест зерна, высокие цены на услуги, загруженность в период «горячих» месяцев и соответственно злоупотребление отдельными директорами элеваторов очередью на погрузку – все это стало отличной мотивациейдля приобретения собственных складов, погрузочных механизмов, техники, вагонов и тд. Появилась независимость, мобильность в погрузке, а самое главное снижение затрат, которые уходили на услуги элеваторов.
Не соблюдение любого из пунктов предоставления документов на экспорт грозит отказом в оформлении экспортных документов, поэтому Канат Кобесов предложил на рассмотрение предложения:
— Внести в «Правила МСХ» дополнения, исключающие антиконкурентные действия», тем самым уровняв всех участников зернового рынка.
— Разрешить экспортерам-собственикам складов вместо зерновых расписок предоставлять в «Зерновой Союз» (который занимается формированием списка квот) договора с КХ с отгруженными накладными и актами приемки пшеницы на свои склады, складских справок по учету пшеницы – как отчетного документа для предъявления в уполномоченные органы.
— Привлечь «Региональные Управления МСХ и Атамекены» к учету зерна на складах экспортеров, не использующих зерновые расписки.
«За последние годы казахстанское зерно неплохо закрепилось на рынках Афганистана, Ирана и Китая. По мнению трейдеров, Казахстан сегодня может потерять своих традиционных покупателей, которые спешно перейдут на сотрудничество с российскими экспортерами и эти отношения могут стать долгосрочными.А отечественным экспортерам придется лишь смириться с тем, что их присутствие на зарубежных рынках уменьшится в разы», — цитата из письма К. КобесоваА. Мырзахметову.
Две недели спустя. А воз и ныне там
Трейдеры не получили благосклонность со стороны власти. Квоты не стали панацеей, так как охватили, по словам экспортеров, интересы только «избранных». Поэтому в список адресатов следующего коллективного общения от66 компаний зернотрейдеров включили Президента РК Касым-ЖомартаТокаева.
«Полагаем, что установленные запреты и ограничения введены скоропалительно и преждевременно, имеют место перегибы и перестраховки в принятых решениях.В своем обращении к народу Казахстана от 10 апреля 2020 года, Вы, Касым-ЖомартКемелевич, также обратили внимание, на то что уполномоченными органами не была проведена полная оценка необходимости запрета экспорта отдельных видов товаров, и вопросов, связанных с новыми запретами, квотами у сельхозпроизводителей много. В частности, скоропалительное введенное ограничение на экспорт пшеницы и последующее квотирование объемов, полностью парализовала деятельность практически всех экспортеров пшеницы. Сорваны контракты, тает наработанный годами деловой имидж, работники наших предприятий деморализованы», — написано в письме.
Неисполнение контрактов с полученной предоплатой за зерно по курсу доллара в 380-400 тенге приведет к колоссальным убыткам: возвращать придется по 440 тенге за доллар.
Бизнесмены напомнили о достаточном количестве зерна в стране и о созданных в рамках «Правил квотирования» антиконкурентных действиях и их последствиях: более 300 предприятий МСБ (экспортеров зерна)функционируют не в полную меру либо вовсе не работают.
Завершается письмо следующим предложением: «На основании вышеизложенного, мы представители малого и среднего бизнеса, просим Вас, Касым-ЖомартКемелевич, поддержать нас экспортеров зерна, снять все ограничения по экспорту пшеницы и дать соответствующие указания государственным органам.В свою очередь можем уверенно обещать сохранить все рабочие места и выплачивать полную заработную плату своим сотрудникам в период чрезвычайного положения.Просим поддержать».
Инициативная группа экспортеров зерна, в которую входят 190 компаний, рассчитывают на справедливое решение вопроса.
Документы, использованные при написании материала, предоставлены генеральным директором ТОО «NurlyZholTrade» Канатом Кобесовым.
Босс-Агро, При публикации статьи на других ресурсах активная ссылка на сайт https://bossagro.kz/ обязательна. Кроме того предварительно необходимо уведомить редакцию о публикации по почте boss-agro@mail.ru