60% субсидий пришлось на завезенную технику
В первом квартале текущего года в стране произвели 243 трактора для сельского и лесного хозяйства (против 136 годом ранее), 145 машин для подготовки и культивации почвы (против 151 годом ранее) и 21 комбайн. Кроме того, было выпущено частей сельхозмашин и оказано услуг в сегменте их производства на 304,5 млн тг (против всего 240,6 млн тг годом ранее). Таким образом, несмотря на ЧП в Казахстане в связи с пандемией COVID-19, производство по основным категориям или в заметном плюсе, или в незначительном минусе относительно прошлогодних показателей.
В целом за прошлые годы казахстанское сельхозмашиностроение заметно расширило продуктовую линейку. Так, в 2018-2019 годах в РК появились новые производства — например, начат выпуск тракторов «Кировец» (2019 год), Lovol и Bühler (2018 год), запланирован выпуск комбайнов Claas (был подписан меморандум об открытии производства в СКО) и т. д.
При подобном достаточно позитивном раскладе в секторе есть и свои сложности. Сравнительно молодому казахстанскому производству сельхозтехники сложно конкурировать с импортом, заручившимся господдержкой со стороны профильного министерства страны.
Разберём на примере белорусского «МТЗ-Холдинг», включающего, в первую очередь, «Минский тракторный завод», который произвел в 2019 году почти 40 тысяч тракторов, причём около 33 тысяч ушло на экспорт — в том числе и в Казахстан. «МТЗ-Холдинг» пользуется в Беларуси поддержкой множества программ. Например, ОАО «Банк развития Республики Беларусь» выделил тракторному заводу 30,8 млн белорусских рублей (по текущему курсу — 12,8 млн долл. США) на модернизацию в рамках Государственной программы развития машиностроительного комплекса РБ на 2017–2020 годы.
А далее белорусские тракторы, как и вся прочая импортная техника, включая и самые дорогие зарубежные бренды (например, Claas или John Deer), пользуются господдержкой ещё и со стороны Казахстана. Так, ключевая в Казахстане компания, отвечающая за лизинг и субсидии в сфере сельхозтехники, АО «КазАгроФинанс», субсидирует аграриям покупку любой сельхозтехники, включая импортную, на одинаковых условиях. Отдельно заметим: средства субсидий — до 25% от стоимости техники и оборудования — в РК выделяются субъектам АПК, в виде возмещения инвестиционных вложений, а не напрямую производителям сельскохозяйственной техники, как, например, в России и прочих странах СНГ и мира.
В результате подобной стратегии, как мы уже писали, 60% субсидий в денежном выражении в 2019 году, по данным МСХ РК, ушло на импортную технику, что делает импорт в секторе более простым и привлекательным, чем реальное развитие местного производства. В то же время в самом Казахстане линейки по производству тракторов «Беларус» сегодня есть сразу у трёх компаний. При этом за весь прошлый год в целом в стране выпустили лишь 897 тракторов всех брендов. То есть на каждое отдельно взятое производство непосредственно тракторов «Беларус» приходится совсем незначительное количество машин, что ожидаемо в условиях давления импорта, пользующего двойной поддержкой. По факту рынок страны по-прежнему принадлежит импортёрам.
Также можно наглядно сравнить ситуацию с соседней РФ. В России «Программа 1432» субсидирования от МСХ РФ предусматривает исключительно поддержку российских компаний, средства направляются производителям сельхозтехники, зарегистрированным на территории РФ более трёх лет и имеющим полный цикл производства, а также дилерскую и сервисную сеть не менее чем в 40 регионах страны. В результате в 2013 году таких предприятий-производителей было 16, а уже в 2018-м — сразу свыше 70 в 37 субъектах РФ. Причём эти производства работают не «на бумаге»: в 2019 году в список производителей техники и оборудования, реально работающих по программе, входили уже 73 российских предприятия.
11 мая текущего года Глава государства Касым-Жомарт Токаев на заключительном заседании Государственной комиссии по ЧП упомянул о важности локализации производства в РК. «Максимальное использование отечественных материалов и оборудования будет зафиксировано как приоритетное условие развития бизнеса. По инфраструктурным программам предстоит повысить текущий уровень локализации с 40% до 60–70%», — отметил президент. В своём выступлении Токаев также отметил возможность появления в Казахстане Фонда промышленности, а уже 19 мая министр национальной экономики Руслан Даленов сообщил о запуске работ по его созданию.
Если фонд на деле справится со своей миссией стимулирования развития отечественных производств, это может вывести сельскохозяйственную отрасль РК на достойный уровень. В обратном случае ключевой для развития АПК РК сегмент рискует остаться зависимым от внешних факторов: курса доллара, иностранных компаний и импортёров.
Источник: www.energyprom.kz; фото: pixabay.com