Многострадальная «Мясная программа» и можно ли спасти?!
Очень важный вопрос по развитию животноводства поднял на своей странице в Facebok Руслан Ибатов, высказав свое мнение о Мясной программе до 2027 года. Приводим полный текст статьи.
Весной 2018 года МСХ презентовало Мясную программу до 2027 года и гордо заявило, что мы должны превратиться в Мясную державу. Концепция была разработана в рамках реализации стратегических задач, поставленных главой государства в ежегодном послании, в первую очередь, в целях увеличения производительности труда в АПК и экспорта переработанной сельхозпродукции как минимум в 2,5 раза. Основу Мясной программы должны были составлять не крупные производства, а фермерские хозяйства. Основная задача программы заключалась в развитии фермерских хозяйств и рост фермерских хозяйств с 20 до 100 тысяч.
Скажу прямо, задумки и идея были прекрасными. Но, после принятия этой своевременной программы в 2018 году начали приниматься странные, порой абсурдные решения и по существу она была изуродована. Остановлюсь на двух самых основных.
Первое — МСХ посчитало, что строительство мини ферм по разведению маточного поголовья КРС и МРС вовсе не является инвестиционным проектом и исключило из списка приоритетных направлении АПК, хотя основная задача программы заключалась в развитии фермерских хозяйств и рост с 20 до 100 тысяч. По задумкам разработчиков самое главное завезти из-за рубежа скот и продать, а дальше, где их содержать, имеется ли инфраструктура у этих новых создаваемых фермеров никого особо не волновало. Даже, этот новоиспеченный фермер для импортированного маточного поголовья построит мини ферму, в возврате инвестсубсидии для дальнейшего развития было отказано. То есть фермеров начали душить в самом зародыше. А ведь, собирались довести количество ферм с 20 до 100 тысяч. Такое решение Аграрного ведомства выглядело не только абсурдным, но и противоречило здравой мысли.
А вот, откормочные площадки-святое дело! Например, соорудил за 2 миллиарда откормплощадку на 5 тысяч голов, возврат 25% инвестсубсидии, то есть 500 миллионов прописаны в Правилах. Хотя, разработчики программ должны были не на словах, а на деле хоть понять и осознать, что основу и фундамент Мясного животноводства составляют фермеры, а не откромщики. Чем больше фермеры будут поставлять бычков в Откормплощадки и скота в Мясокомбинаты, тем успешнее будет программа.
Второе – МСХ отказало в Государственной поддержке при покупке Отечественного маточного поголовья, а посчитало единственным и верным способом озолотить Мясную отрасль страны – импорт племенного маточного поголовья и только КРС. Не спорю, нужно улучшать генофонд и завозить лучшую генетику. Это даже не обсуждается. Но, была ли необходимость для этой цели душить Отечественное племенное животноводство, особенно – Овцеводство? Ведь, в том 2018 году Господдержка была предусмотрена только при покупку импортных телок и нетелей, а на маточное поголовье МРС субсидии убрали полностью и Господдержку при покупке Племенных баранов снизили с 20 тыс до 8 тыс, более чем в 2,5 раза. По существу начали рубить корень овцеводства и такое отношение сразу дало свои плоды. По итогам 2018 года на Родине Едильбаевских пород овец в ЗКО начало уменьшаться поголовье овец и коз. Хотя, собирались превратиться в Мясную Державу и довести за 10 лет поголовье КРС с 7 до 15 млн, а МРС с 18 до 30 млн.
Нужно было искать выход из ситуации, а не посыпать голову пеплом. Скажу сразу, начал писать обращение в МСХ с предложением пересмотреть эти решения и восстановить Господдержку при покупке Отечественного маточного поголовья, а также строительство мини ферм по разведению маточного поголовья включить в список приоритетных направлении АПК, сделать инвестиционным проектом без ПСД (Проектно-сметная документация) и разработать единые проекты мини ферм в зависимости от количество поголовья и сложности. Эту свою позицию озвучил и выступая на Республиканском съезде фермеров, который прошел 14 февраля 2019 года. Могу дать ссылку на свое выступление в Youtube. После прихода весной 2019 года новый Министр восстановил Господдержку Отечественного племенного животноводста.
А вот, с мини фермами вопрос решается, но с большими трудностями и очень медленно. На мое первое предложение МСХ ответило категорическим отказом, что фермеры строят из подручных материалов и т.д и т.п. В данный момент, есть определенные и существенные сдвиги, разрабатываются и согласовываются типовые проекты мини ферм.
Некоторые специалисты МСХ считают, что оказывать Господдержку нужно начать тем фермерам, у которых уже имеются 50 голов маточного поголовья КРС, 300 голов маточного поголовья МРС и это экономически целесообразно. Ну, их тоже можно понять, что перед Минфином они должны обосновать прежде, чем просить денег для своих фермеров. Но, вся беда в том, что многие, если не все из теплых кабинетов Астаны, которые просят и выделяют очень далеки от реального производства и наверное, никогда там не работали. Давайте посчитаем, чтобы купить 50 голов маточного поголовья КРС нужны около 22,5 миллионов тенге(450 000*50), для строительства мини фермы на такое поголовье потребуется минимум 12-15 миллионов, даже если найдет средства и построит возврат инвестсубсидии не предусмотрены. Пока нет и речи о технике. Да и найдется ли в сельской местности новоиспеченные фермеры со стартовым капиталом 35-40 миллионов, готовые построить новое сх производство с нуля?! Единственный выход-кооперация, но и с ней не все понятно всем. То ее ставят во главе угла, то начинают вовсе игнорировать.
Может, начать оказывать Господдержку тем, кто начал заниматься животноводством, то есть начинающим фермерам. Допустим, сельский житель уговорил родственников в городе заложить квартиру, потому что сельские дома финансовыми институтами не ценятся, оформил кредит и купил на 9 миллионов (450 000*20) 20 коров. У него ни техники, ни сенокосных угодии, даже если он построит сооружение, где содержать скот, то есть его небольшое инвествложение не подпадает возврату. Корма нужно покупать. Выживет ли он?! Вот главный вопрос.
Например, Господдержка на удешевление корма предусмотрена только для тех, кто реально встал на ноги, но не для особо нуждающихся. Вот, крупное крестьянское хозяйство, имеющее 1000 голов маточного поголовья при наличии средств в Областном бюджете получит 30 миллионов (30 000*1000) тенге, а также среднее крестьянское хозяйство, у которого 600 голов маточного поголовья получит 18 миллионов (30 000*600) тенге Государственной поддержки на удешевление корма, у которых вся техника и сенокосные угодья. А вот эти субсидии выдать начинающему фермеру с 20 коровами (30 000*20) всего 600 тысяч на покупку корма, было бы настоящему как свежий воздух, а не подарок некоторым.
Поймите правильно, я не предлагаю отменить эту Господдержку на удешевление корма крупным или средним. Ведь, мы ставим амбициозную задачу превратиться в мясную державу и Господержка нужна всем, особенно особо нуждающимся и тем, кто еще не встал на ноги. Считаю, такая реальная Государственная поддержка помогла бы начинающим быстрее окрепнуть и увеличить поголовье в стране. Выделить средства для Господдержки на удешевление корма фермерам, у которых меньше 50 голов маточного поголовья КРС и 300 голов МРС из Республиканского бюджета, чтобы они наверняка знали, что они их получат, могли рассчитывать на поддержку и были уверены в завтрашнем дне. Только такая реальная Господдержка мелким и начинающим, а не подарок крупным вполне могла бы дать новый импульс буксующей Мясной программе. Но, это зависит от того, захочет ли крупные поделится с жирными кусками своего пирога с мелкими?!
И еще, создать хорошие и благоприятные условия для кооперации. Например, сделать 50% инвестсубсидии при покупке техники кооперативами, ведь задачу увеличения производительности труда в АПК никто не отменял. Также, Господдержку на удешевление корма для кооперативов тоже выделить из Астаны. Такие предложения звучат давно, но мало кто их слушает. Из-за игнорирования Ответственными лицами этих разумных предложении, наше сельское хозяйство никак не может выйти из глубокого кризиса.