Правила эксплуатации ЕСУТД могут сорвать уборочную компанию
В июне антимонопольный департамент по Карагандинской области провел очередное заседание Совета по барьерам, на котором были рассмотрены барьеры в сфере перевозки зерна и муки, сообщили в пресс-службе Агентства по защите и развитию конкуренции РК.
На заседании с информацией выступил член Совета по барьерам, директор ТОО «Мутлу Экспорт» (сфера деятельности ТОО «Мутлу Экспорт» — закуп, переработка и производства муки, также реализация по республике и на экспорт готовой продукции, т.е. муки, зерноотходов и отруби), а также член Совета директоров союза зернопереработчиков Казахстана от Карагандинской области Дос-Мукасан Таукебаев. Он отметил, что с 1 июля текущего года вступили в действие утвержденные приказом МИИР РК правила организации и эксплуатации единой системы управления транспортными документами (ЕСУТД). Под действие данного приказа подпадают транспортные средства категории N3, используемые для перевозки грузов и имеющие технически допустимую массу более 12 тонн. Для перевозки сельскохозяйственных грузов, как правило, используются автотранспортные средства марки КамАЗ (или автотранспорта аналогичного класса), которые относятся к данной категории автотранспорта.
По словам Дос-Мукасана Таукебаева, предварительные обсуждения о целесообразности электронного сопровождения перемещения грузов с участниками рынков агропромышленного комплекса не проводились и анализ регуляторного воздействия новых правил на бизнес-среду не известен, так же как и анализ их эффективности. По мнению спикера, реализация данного приказа по переводу транспортно-сопроводительных документов в электронный формат на практике для предприятий АПК невыполнима по ряду существенных причин. Основные — короткий срок до начала массовой уборочно-заготовительной кампании, отсутствие интернета во многих населенных пунктах и квалифицированных кадров в сельской местности с навыками компьютерной грамотности для ведения учета в ЕСУТД.
— Для мелких хозяйствующих субъектов, не имеющих ни навыков владения ПК, ни необходимой для этого материально-технической базы, условия по ЕСУТД абсолютно невыполнимы, — заявил Дос-Мукасан Таукебаев.
Дополнительными трудностями, по словам члена Совета по барьерам, данные нововведения могут обернуться для крестьянских хозяйств, имеющих посевные угодья в нескольких населенных пунктах, так как перевалка собственного урожая между своими складами будет также требовать сопровождения в ЕСУТД. В авральных условиях массовой уборочной кампании, когда вывозка зерна с полей производится без выходных, днем и ночью, регистрировать в системе ЕСУТД путевые листы и электронные товарно-транспортные накладные, проставлять отметки об отправке и приемке грузов в системе электронного учета в ночное время и в выходные дни не представляется возможным, так как это является нарушение закона «О труде» для категории административных работников.
Также предприниматели опасаются, что внедрение электронного сопровождения перемещения грузов увеличит стоимость услуг элеваторов на приемку сельхозкультур, так как потребует для этой работы отдельного специалиста. Данные затраты лягут на сдатчиков зерновых, зернобобовых и масличных культур дополнительным финансовым бременем. Кроме того, для ведения дистанционной проверки и сличения электронных сопроводительных документов посредством интеллектуальной системы слежения на каждое автотранспортное средство понадобится установить интеллектуальное устройство по типу GPS. По словам Дос-Мукасана Таукебаева, разъяснений, из каких источников финансирования будут приобретаться данные устройства, не было. Если следовать примерам из практики, дополнительные затраты могут лечь на плечи владельцев автотранспорта. Также со стороны грузоперевозчиков возникнет потребность в административной кадровой единице, осуществляющей сопровождение электронных документов в системе ЕСУТД, в приобретении ПК, аренде офисного здания, обучении и других расходах, что будет служить основанием для увеличения стоимости автоуслуг на вывозку сельхозкультур и в конечном итоге — увеличении себестоимости сырья и готовой продукции, уменьшением конкурентоспособности.
— Нарушения ведения учета в ЕСУТД предусматривают наказание в виде значительных штрафов с увеличением суммы при повторных нарушениях, без первичного предупреждения, — подчеркнул Таукебаев. — Так как система не апробирована, случайный сбой в программе может спровоцировать массу выписанных штрафов. Практика показывает, что в условиях огромного количества перемещаемых грузов отследить и доказать непричастность и обжаловать штрафы будет практически невозможно. Доказывать свою невиновность участникам перевозочного процесса придется в суде.
От имени союза зернопереработчиков Казахстана по Карагандинской области Дос-Мукасан Таукебаев заявил, что зерноперерабатывающие предприятия и сельхозтоваропроизводители области имеют веские основания считать, что ввод данного приказа в действие среди участников АПК приведет к срыву приближающейся уборочно-заготовительной кампании. Мукомолы Карагандинской области и переработчики зерновых культур требуют отменить действие данного приказа для предприятий АПК в виду его несовершенства, отсутствия технических возможностей и вероятных негативных последствий.
По итогам обсуждения члены Совета по барьерам решили направить предложение о рассмотрении возможности пересмотра или отмены данного приказа для предприятий АПК страны в виду его несовершенства и отсутствия технических возможностей у предпринимателей в Агентство по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан для включения в Карту барьеров.