Казахстану грозит тотальный яичный дефицит
Производители куриного яйца говорят о плачевной ситуации в отрасли птицеводства. Птицефабрики сокращают объемы выпускаемого в продажу яйца, поднимают цены, а некоторые и вовсе закрываются. Такой исход событий представители отрасли предрекали еще пару лет назад. Говорили и, что без господдержки страна столкнется с тотальной нехваткой яйца на рынке. И сегодня эта перспектива как-никогда близка: уже к Новому году дефициту куриного яйца в Казахстане быть.
Все мы помним, как год назад эпидемия птичьего гриппа только в Северо-Казахстанской области унесла 1,5 млн голов птиц. Некоторые птицефабрики региона до сих пор не восстановились.
«Бишкульская так и не возобновила работу с курочками. Оставила только водоплавающую утку. Мы только что восстановили поголовье, Адель кус на 70%. Не в полную мощность работает. Якорьская тоже не работает», — пояснил руководитель ТОО «Алекри» Александр Прядко.
Его птицефабрика в период птичьего гриппа осенью 2020 года потеряла 520 тысяч птичек. В переводе на деньги — 3 млрд оборотных средств. Восстанавливаться пришлось своими силами, за погибшее поголовье птицефабрика не получила государственной поддержки. Скорее наоборот, и здесь понесла убытки.
Также читайте: Почему выросли цены на яйцо объяснили в Минторге
«Из-за падежа после птичьего гриппа, естественно, мы не смогли выполнить план по производству. Поэтому нас попросили вернуть субсидии за весь прошлый год. Точнее, присудили. А это 6,5 млн тенге. Ни компенсации, ни понимания мы так и не увидели. А половинчатые субсидии уже за этот год тоже не выплачивают», — рассказал А. Прядко.
Плюс с прошлого года почти в два раза поднялось в цене фуражное зерно. Тонна сейчас стоит около 120 тысяч тенге.
«Я сейчас выживаю за счет своего пашенного клина. Он обеспечивает половину необходимых для корма птиц зерновых. Остальное закупаю. Так себестоимость поднялась до 34-35 тенге. Все не просто так: с учетом кормов, вакцин и витаминов. Цыплята у нас заграничные. В общем, картина не веселая», — подчеркнул собеседник.
О закрытии своего предприятия Александр пока не думает. Только восстановленное поголовье вселяет надежду на более радужные перспективы. И тем временем продолжает борьбу со спекуляцией.
«Ни копейкой денег не помогли, а еще требуют отдавать по меморандуму удешевленное яйцо. График составили. Я отказался по меморандуму удешевленное яйцо отдавать. Почему? Потому что так порождается спекуляция. Дешевое яйцо не доходит до потребителя! Тут же показывают, будто его продали, а на самом деле реализуют партии как коммерческие. Теперь доказываем антимонопольщикам, что цены у нас обоснованы. Стучались во все двери, но еще никто нас не услышал. Очнутся, когда отечественный продукт исчезнет с полок. Сейчас Белоруссия и Россия активно завозят к нам яйцо. И цена еще выше будет», — подытожил Прядко.
О том, что скоро десяток яиц будет стоит 800 тенге и это неизбежная реальность, говорят и в Союзе птицеводов Казахстана. С учетом того, что магазины накручивают ценники на 50, а то и 100%, то не стоит удивляться стоимости яиц на торговых лавках на западе страны в 720 тенге. Дальше – выше.
«Сегодня мы наблюдаем очень тяжелое положение в птицеводстве. Обусловлено оно тем, что зерно фуражное по 120-130 тысяч тенге за тонну продается. А ведь 2-3 года назад по 45 его покупали. 70% себестоимости яйца лежит на корме. Кроме зерновой части у нас в Казахстане ничего не производится: оборудование, племенная птица, витамины, добавки, топливо, бензин– все завозится. А посмотрите, что с долларом творится. Все это накладывается друг на друга и птицефабрики вынуждены поднимать цену на продукцию. Если весной по 30 штуку продавали, то сейчас цена переваливает за 40. И это не предел», — говорит президент Союза птицеводов Казахстана Руслан Шарипов.
По его словам, множество фабрик Казахстана испытывают небывалые трудности. В Акмолинской области на птицефабрике от голода полегли 100 тысяч кур несушек. Сегодня в Казахстане около 10 птицефабрик остановили производство, потому что поднять цену до необходимого для выживания уровня они не могу. Остальные находятся на грани закрытия.
«Мы писали всем. Но везде видим какое-то безразличие. Записались на прием к новому министру сельского хозяйства. Пока не отвечает. То, что мы наращивали в течение 30 лет можно потерять всего за 3 месяца. Мелкие птицефабрики будут закрываться, а крупные начнут в разы сокращать производство. Это неизбежно», — пояснил Р. Шарипов.
В Ассоциации яичных производителей Казахстана так же напомнили, как два года назад предупреждали главное профильное ведомство о снижении производства яйца в Казахстане на 20% при условии изменении объемов субсидий.
«Так и произошло. Мы говорим, что нас душат недобросовестные конкуренты – наши же бизнесмены, которые покупают по бросовой цене яйцо у российских производителей, завозят в Казахстан, не платят налоги и здесь мешают работать местным производителям. Несколько лет назад решили сделать отрасль экспериментальной и посмотреть, что будет если отменят государственную поддержку. До этого перестали выдавать льготные кредиты на инвестиции, расширение, модернизацию, оборотные средства. А с 2020 года в два раза сократили субсидии. С 2022, говорят, вообще отменят субсидирование. Мы надеемся, что нас услышат и ждем какие меры государственной поддержки нам сможет предложить Минсельхоз», — объяснил глава ассоциации Максим Божко.
Сегодня и на юге страны есть птицефабрики, которые потеряв поголовье, решают не восстанавливает его. К примеру, в Карагандинской и Акмолинской областях некоторые предприятия просто закрылись из-за отсутствия прибыли. Бизнес становится безуспешным с нулевой или отрицательной рентабельностью.
«Если Правительство примет масштабность проблемы отрасли, и начнет двигаться в ее сторону, то, быть может, и обанкротившиеся фабрики возобновят производство. А пока, да, тотальный дефицит яйца нам грозит. Под Новый год и у России излишек яйца не будет, и местного не останется», — заключил М. Божко.