Минсельхоз наладит работу откормплощадок
По задумке Минсельхоза, в Казахстане в ближайшие пять лет планируют создать около 350 откормплощадок с единовременным содержанием КРС от 3000 голов. Поставлять скот на откорм будут семейные фермы, которые во множестве планируют организовать в округе. Предварительно речь идет о схеме: одна откормплощадка – около 300 семейных ферм. Об этом передает Atameken Business Channel.
— Программа развития АПК направлена на формирование класса фермеров, — пояснил начальник Департамента производства и переработки животноводческой продукции МСХ Еркебулан Ахметов. — В ней ставится акцент на создание малых семейных ферм, а не крупные предприятия. Сегодня в Казахстане более 20 тыс. фермерских хозяйств. Почти все они – участники программы «Сыбага», которые создавались с 2012 года. Нынешней программой их число должно дойти до 100 тыс.
По его словам, в помощь фермерам обещают выдавать кредиты на 15 лет под 4% годовых с льготным периодом в 30 месяцев. При этом ферма, обеспечивающая работой трех-четырех человек, сможет приносить около 4,5 млн тенге в год за минусом всех затрат. В документах новую схему развития мясного животноводства назвали якорной кооперацией.
Как говорит вице-министр сельского хозяйства Арман Евниев, «амбициозные и во многих отношениях беспрецедентные задачи, поставленные в госпрограмме, требуют беспрецедентных мер реализации». Прощупать почву решили с помощью деловых игр. В их рамках хотят обсудить новую модель развития мясного животноводства — конвейерную. Деловые игры с реальными участниками рынка должны позволить на начальном этапе выявить системные проблемы, по возможности решить их либо снизить степень влияния на работу схемы.
— Мы не стали делать так, как раньше: собирать совещание и в течение двух-трех часов читать доклады и показывать слайды, — объяснил Арман Евниев. — Тогда мало кто понимал суть озвученной информации. Поэтому мы выбрали формат деловой игры, который позволяет людям интерактивно участвовать в обсуждении, вырабатывать решения. Мы собрали в одну команду все стороны – акиматы, фининституты, фермеров, откормплощадки, ветеринаров и т. д. В рамках деловой игры все не просто слушают, все начинают слышать друг друга.
По словам вице-министра, диалог в Акмолинской области позволил выявить серьезную проблему в вопросе быстрого получения земельных участков фермерами. Речь о 500 гектарах, которые каждый участник кооперации сможет получить для содержания 50 голов КРС. Оказалось, что схема не отработана и оформить участок быстро и законно очень сложно. В МСХ отработали проблему, выработали схему и обещают решить этот вопрос в течение месяца.
По итогам всех деловых игр Минсельхоз планирует выработать общую канву работы, исключив из схемы заведомо неработающие звенья, упростить процесс, сделать этот бизнес интересным для всех — от фермера до переработчика.
Отмечается, что сельские производственные кооперативы мясного направления в этой схеме тоже могут появиться, но не как отдельные участники. Их статус в этой игре приравнивают к статусу семейной фермы, которая будет поставлять скот на откормплощадки. В МСХ допускают, что в состав СПК войдут и владельцы пашен, которые будут готовы выращивать кормовые культуры либо предоставлять пастбища владельцам скота.
— Мы выстраиваем большой мясной конвейер, — отметил вице-министр. — Здесь нужна технология промышленного откорма. На начальном этапе – один-три года — СПК еще могут у себя откормить скот, забить и поставить мясо на базар, рынки и прочее. Пока это еще возможно. С течением времени они экономически начнут проигрывать откормплощадкам, потому что ниже себестоимость получат там, где суточный привес будет от двух килограммов. СПК при непромышленном откорме это будет сложно сделать либо очень дорого. С другой стороны, благодаря тому, что стоимость убойных пунктов невысокая, их со временем можно будет использовать для вынужденного забоя.
Позиция МСХ такова, что СПК должны выгодно пристроиться в налаживаемый мясной конвейер. Ведь главная задача конвейера – экспорт. По данным министерства, республика обеспечивает себя говядиной полностью. Импорт, по словам Армана Евниева, незначительный. Потому стране необходимо отладить схему работы так, чтобы отечественные производители и переработчики мяса стали конкурентоспособными на мировом рынке. К слову, в программе нет планов по строительству большого числа мясоперерабатывающих комбинатов: всего пять за десять лет. В планах — модернизировать и загрузить под завязку те 14, что уже работают.
Также отмечается, что одним из конкурентных преимуществ в министерстве считают дешевые пастбища. Согласно информации, в республике 180 млн гектаров пастбищ. Страна занимает пятое место в мире по их площади. При этом используются лишь 58 млн га. Большая часть имеющихся пастбищ может быть обводнена: имеется доступ к поверхностным или подземным водам, могут орошаться за счет сбора талых вод, оснащены колодцами или скважинами (плюс 6 млн гектаров за последние пять лет в рамках программы обводнения пастбищ). Потому в Минсельхозе уверены, что нехватки земли нет. Одна из задач, что ставит перед собой аграрное ведомство, – навести порядок с ее использованием. До конца года все пастбища по примеру пашен планируют оцифровать. Далее неиспользуемые земли изымут либо побудят хозяев заняться животноводством. По подсчетам МСХ, на каждые 50 голов скота должно быть 500 гектаров пастбищ. При этом, по мнению Минсельхоза, проблема бедности пастбищ решится, когда человек получит реальную прибыль от их использования. Костанайские животноводы говорят, что вопрос с пастбищами нужно решать быстрее, потому что те, кто уже занимается мясным животноводством, заявляют, что не могут наращивать поголовье именно из-за нехватки земли. В Костанайском районе, к примеру, хозяйство вынуждено возить сено за десятки километров, а в Федоровском – скот пасут вдоль международной трассы по той же причине.
фото с сайта abctv.kz