Фермеры и мясопереработчики разделились в мнениях по экспорту КРС
Фермеры и мясопереработчики разделились в мнениях по экспорту КРС. Казахстанские фермеры выступают против запрета на экспорт скота, а мясопереработчики, наоборот, поддерживают ограничения. С просьбой о поддержке в пересмотре решения министерства сельского хозяйства фермеры обратились в национальную палату «Атамекен». Для обсуждения вопроса на площадке НПП собрались представители всех заинтересованных сторон.
В обсуждении ограничений экспорта крупного рогатого скота приняли участие около 90 представителей отрасли: фермеры и мясопереработчики со всех регионов страны, представители филиалов МСХ и Нацпалаты.
Директор департамента агропромышленного комплекса НПП Ербол Есенеев отметил актуальность вопроса, и предложил выслушать мнения обеих сторон.
«Сейчас действует ограничение на экспорт крупного рогатого скота. Это решение несет в себе как позитивные, так и негативные стороны. Мы собрали сегодня представителей минсельхоза, фермеров и мясопереработчиков для всестороннего обсуждения», – отметил Ербол Есенеев.
Вице-министр сельского хозяйства Женис Усербай разъяснил позицию министерства. По его словам, в первой половине 2022 года экспорт крупного рогатого скота по сравнению с аналогичным периодом прошлого года не изменился. При этом ведомство готово внести корректировки в отношении действующих ограничений.
«Сейчас размер экспорта установлен в количестве 30 тыс. голов крупного рогатого скота и 60 тыс. голов мелкого рогатого скота. Мы понимаем, что цель экспортеров – дороже продать свой скот, переработчикам же выгоднее перерабатывать мясо за счет внутреннего рынка и продавать уже переработанное мясо. Сейчас мы не говорим об односторонней поддержке фермеров или мясопереработчиков. Мы должны найти сбалансированную позицию, каков должен быть объем экспорта и его наполнение», – подчеркнул вице-министр.
Запрет на экспорт скота поддержал представитель костанайской компании BEEF EXPORT GROUP Александр Пархоменко.
«Сейчас закупаем скот у крупных и мелких фермеров до переработки. Если мы будем продавать за рубеж просто сырье, то будем вынуждены закупать дорогую готовую продукцию извне», – отметил Александр Пархоменко.
По словам спикера, сейчас закупочная цена на местный крупный рогатый скот составляет 1,1 тыс. тенге за 1 кг, а в Узбекистан экспортируют по 2,1-2,3 тыс. тенге.
Фермеры такие расценки опровергают. По их словам, мясопереработчики закупают сырье на сумму от 700 до 850 тенге, при том, что закупаемые ими объемы не слишком велики. Животноводам это невыгодно, и они вынуждены закрывать свои фермы. При том, что в некоторых регионах даже практически нет мясоперерабатывающей промышленности, как, например, утверждает кызылординский животновод Нурлан Токсанбайулы.
Представитель Союза фермеров ВКО Серик Байгалиев предложил сбалансировать объемы экспорта и импорта. По его мнению, если МСХ ограничивает количество экспортируемого скота, то каждый аул должен понимать, сколько голов скота он может экспортировать.
«У фермеров вообще не должно быть ограничений. Мы должны выявить объем экспорта каждого фермера по стране. Запросить количество по всем сельским округам, аулам, и тогда мы получим достаточно четкую картину. Если мясопререработчики предложат выгодные цены, то экспортировать скот никто не будет. Это – рынок. Предприниматель будет там, где выгода», – подчеркнул Серик Байгалиев.
По мнению акмолинского животновода Данияра Мукушева, в нынешней рыночной ситуации не следует ограничивать экспорт скота. А отраслевой эксперт Кирилл Павлов отметил необходимость расчета спроса и предложения на мясо по каждому региону.
В ходе дискуссии обсуждались и другое проблемы отрасли. Население может вовсе остаться без скота и мяса если ветеринария в стране не улучшится, считает животновод Азамат Орынбаев.
Подводя итоги совещания, представитель НПП Ербол Есенеев пообещал направить предложения по проблеме на рассмотрение межведомственной комиссии. Спикер предложил обеим сторонам найти взаимовыгодное решение, которое бы учитывало интерес как мясопереработчиков, так и животноводов.