Мы все стоим вокруг границ Казахстана и ждем, когда он нам поможет

16.08.2022 1 867
Председатель Евразийского мясного союза Роман Костюк

Это цитата из беседы с председателем Евразийского мясного союза Романом Костюком. Разговор о ресурсах Казахстана в очередной раз поднимает тему экспорта казахстанского мяса, настолько важную не только для местных фермеров, но и для соседствующий стран:

«Я говорю от Евразийского мясного союза, в который входят Киргизия, Армения, Узбекистан, Россия и Казахстан. Это альянс отраслевых ассоциаций, занимающихся мясным скотоводством. И первое, что хочется отметить, это потрясающие возможности наращивания ключевой продукции континента в Казахстане, в которой имеется дефицит. Это мясо говядины и баранины.

В обстоятельствах, окружающих Казахстан, он не добирает свои возможности. На сегодня это одна из немногих стран, которая имеет почти полную обеспеченность мясом говядины, при том, что почти все соседи Казахстана имеют существенный дефицит. И мы все стоим вокруг границ вашей страны и ждем, когда она нам поможет. И Узбекистан, и Таджикистан, и Россия, мы все надеемся, что Казахстан в своем развитии обратит на нас внимание, как на новые экспортные возможности.

Мясное скотоводство сейчас, к сожалению, неверно воспринимается правительствами почти всех стран: как инструмент решения продовольственной безопасности. При том, что во всем мире, где эта отрасль находится на сильных позициях, она является одним из ключевых инструментов благосостояния граждан, развития среднего класса и драйвером развития смежных экономик.

Каждое рабочее место мясного скотоводства приводит к появлению пяти рабочих мест в смежных отраслях. Поэтому мясное скотоводство в первую очередь инструмент социально-экономического развития регионов. Особенно там, где нет полезных ископаемых и промышленных объектов.

По нашим оценкам Казахстан, если будет выполнять те программы, которые уже давно разработал, может удвоить производство говядины. Вопросы перестройки системы управления, организации и другое, отвлекают власть от необходимости заниматься такими вопросами…

Любое государство стремится к тому, чтобы средний класс в нем был богат, имел возможность развивать своих детей и строить планы на внуков. Поэтому фермеры, как основа сельской территории, должны иметь перспективу развиваться и опираться на собственный доход. А значит должен решаться вопрос развития экономики, дальних сельских территорий, где нет инфраструктуры, невозможно капитальное строительство и какие-то иные виды деятельности. Этот бизнес должен быть экономически оправдан в любой точке страны.

Нужно правильно и гармонично развивать все, что у нас есть, отзываясь на требования природы и давая ей возможность так же отзывчиво работать с нами.

Роман Костюк
Роман Костюк

Мясное скотоводство, по сути, уникальная отрасль. Ни у одной другой нет такой серьезной стратегической задачи, которая не напрямую связана с продовольственной безопасность, а на прямую связана с благосостояние страны и ее огромных территорий, населенных людьми, которые способны зарабатывать деньги. А растущий рынок мяса обеспечивает развитие такого рода программ.

Американцы в 2022 заявили «Лучший год – лучшие цены на мясо». Австралия в предвкушении увеличения своих объемов экспорта мяса, огромное количество стран максимально радуются тому, что привлекут в свою казну деньги, экспортируя мясо. За последние полгода как минимум 20 стран объявили о необходимости срочного наращивания экспорта говядины, поскольку возник целый ряд катаклизмов: повышение цен в Австралии из-за дождей после долгой засухи, проблемы в Монголии и другие. Появляется тренд роста и поиска новых поставщиков мяса на старых рынках.

Как сказал президент и главный исполнительный директор USMEF Дэн Халстром: «Глобальный спрос на говядину в 2022 году затмил все, что я видел за многие годы в мясном бизнесе. И характерно, что этот импульс подпитывается основными экспортными рынками, такими как Южная Корея, Япония и Тайвань, спрос также очень высок в Китае, на ключевых рынках Латинской Америки, одновременно экспорт на Ближний Восток также восстановился».

Правительство Лаоса призывает фермеров продвигать производство животноводческой продукции на экспорт, особенно в Китай. В министерстве сельского и лесного хозяйства Лаоса заявили, что правительство этой страны планирует ежегодно выращивать на экспорт не менее 50 000 голов крупного рогатого скота. В правительстве Лаоса считают, что экспорт скота может принести огромную прибыль не только производителям и фермерам, но и стране в целом.

Для информации уточню, что чтобы прокормить дополнительные 2.3 миллиарда человек в 2050 году, рост производства продовольствия должен составить 70%. В тоннах эти объемы должны подняться с 228 млн до 463.

Рынок мяса и скота бесконечно окутывает планету и является кровотоками, которые обеспечивают развитие всех стран. Мясное скотоводство является фантастически мощным инструментом взаимодействия фермеров практически всей планеты.

Каждое животное – это десятки разного рода продуктов. В странах свои индивидуальные кулинарные предпочтения. И одно животное позволяет нам обеспечить по их предпочтениям сразу пять-семь стран. Иными словами, каждый бык – это огромный комплект специализированной продукции для различных рынков с разной кулинарией.

Один правильно разделённый на продукты питания бык позволяет нам заниматься внутренним рынком, экспортом и прочее.

Поясню на примере: Америка на сегодня экспортирует мяса практически столько, сколько импортирует. Казалось бы, 92 млн голов общего поголовья мясных пород в США и у них огромный объем завоза мяса. Все потому что она меняется отрубами: те, что пользуются спросом у соседей на те, которые востребованы на ее рынке. Поэтому получается, что экспорт/импорт – это не вывоз мяса из своей страны, а правильным образом заполнение своего рынка теми отрубами, которые предпочтительны кулинарным пристрастиям страны.

В этом смысле развитие экспорта/импорта равно развитию обменовой торговли. Повышая объем нужной продукции на территории страны, вы одновременно выигрываете этим за счет продажи премиальных частей в те страны, которые готовы платить премиум за те отруба, которые в этой стране не пользуются большим спросом. Поэтому отказ от экспорта/импорта в отрасли мясного скотоводства — фактически недостаточное понимание значения обменного фонда и, собственно, возможности самой отрасли.

Россия сегодня недостаточно производит мясо говядины. Дефицит в прошлом году составил 300 тысяч тонн. Поэтому нами был введен беспошлинный ввоз 200 тысяч тонн говядины для Бразилии. Все потому, что Казахстан не считает возможным использовать рынок соседа для продажи мяса. Наверное, тогда мы будем помогать фермерам Бразилии, ведь нам тоже хочется вкусной говядины».

Журнал БОСС-Агро №6 2022 год

Поделиться:

Похожие статьи