Умид Нурматов: В наш век красивая маркетинговая оболочка быстро лопается
Владелец и генеральный директор Казахстанской компании Агротраст Умид Нурматов рассказал The Dairy News о рынке сельхозтехники в Казахстане и Турции и о планах по строительству полностью роботизированной молочной фермы.
— Расскажите, пожалуйста, про рынок сельхозтехники в Казахстане, как он развивается?
— Я бы сказал, что казахстанский рынок сельхозтехники на сегодняшний день испытывает ренессанс. На нем представлено очень много мировых брендов и появилась настоящая конкуренция. Если сравнивать с недалеким прошлым, то просто привозить в Казахстан и продавать там импортную технику стало уже почти невозможным. Фермеры перестали покупать технику просто потому, что им предлагается мировой бренд. Сейчас для сельхозпроизводителей очень важным фактором для принятия решения о сотрудничестве с той или иной компанией становится наличие сервисного центра, склада запасных частей и профессиональной команды. Причём номинальное присутствие данных факторов не даёт гарантию успешной работы на Казахстанском рынке. Нужна реальная команда, настоящий склад запасных частей, потому что в век информационных возможностей красивая маркетинговая оболочка очень быстро лопается.
— Каких результатов удалось достичь вашей компании за последнее время?
— Наша компания последние три года очень динамично развивается. Мы запустили внутренний корпоративный институт, развиваем свой сервисный центр, чтобы наши клиенты были довольны нашим обслуживанием. И сейчас мы понимаем, принятие в свое время решения повышать квалификацию каждого нашего сотрудника и создание сервисного центра было правильным, а не погоня за количеством продаж, потому что зачастую наши действующие клиенты, довольные сотрудничеством, рекомендуют нашу компанию другим игрокам рынка. Это позволяет нам расширять нашу клиентскую базу. Например, мы сейчас находимся на стадии заключения договоров с новыми клиентами которые к нам обратились по рекомендации.
Так же мы заключили дилерские контракты с крупными мировыми компаниями производителями. Среди которых такие известные как Afimilk (Израиль) или же JOZ (Голландия) и теперь мы черпаем знания не только на местном рынке, но и у наших иностранных коллег.
— Насколько для вас важно сотрудничество с Турцией и поставки оттуда сельхозтехники в Казахстан?
— Фактически Турция стала для нас проходным билетом на рынок сельхозтехники. Изначально мы заключили договор о поставках техники в Казахстан с турецкой компанией Inter Milk, собственно, с этого начинался наш бизнес.
За время работы с Турцией мы поняли, что местный рынок производства сельхозтехники очень крупный, там много производителей. Однако есть нюансы: некоторые компании по сути являются «гаражными кооперативами» без инженерных и конструкторских бюро и возможности дать нужное качество. Они занимаются в основном копированием техники европейских производителей. Но есть и крупные передовые компании мирового уровня, сравнение которым найдешь ни в каждой стране даже Европе, например, компания Dundarlar Machine которая имеет мировую дилерскую сеть под маркой Toscano.
Поэтому, конечно, работать с турецкими производителями можно и нужно, но важно оценить компетенции компании, с которой вы собираетесь сотрудничать. Мы ни раз обжигались и пока не нашли надежных партнеров пришлось потрудиться.
— Смогут ли турецкие производители сельхозтехники повысить свои компетенции?
— Да, конечно! У многих она уже есть. А у остальных, это практически неизбежно. Вообще в Турции профессия инженера в разных областях считается достаточно престижной. И, наверное, это их победа, когда они выпускали из ВУЗов не только экономистов и юристов, но и на ровне с ними инженеров. PS: я сам закончил экономику))). Поэтому в стране активно развивается производство в совершенно разных сферах. Думаю, что в течение 5–7 ближайших лет большинство турецких заводов по выпуску сельхозтехники сможет отвечать мировому уровню компетенций.
— Планируете ли вы самостоятельно заниматься производством молока?
— Да. Чем больше я погружался в тему молочного животноводства, тем больше мне хотелось построить собственную ферму, где можно проводить обучение потенциальных клиентов, различные семинары. Сейчас наша компания приняла решение построить и к концу 2025 года запустить полностью роботизированную молочную ферму с дойным стадом в 600 голов. Ферма будет производить около 7 тыс. т молока в год. При этом на ней будет действовать 9 доильных роботов. Инвестиции в проект составят 4 млрд тенге.
О мероприятии:
Автопробег «Дорогу молоку!»- ежегодное независимое мероприятие, которое объединяет всех участников молочной индустрии: руководителей животноводческих хозяйств, молочных заводов, представителей власти, компаний-поставщиков решений и СМИ
Организатор — The DairyNews