Дефицит поливной воды из-за засухи обсуждали в НПП
НПП совместно с акиматами провела встречи с фермерами, в каждом районе для решения и выявления масштаба засухи и потерь созданы комиссии с участием региональной палаты «Атамекена». Учитывая ежегодное сокращение водных ресурсов в мире и изменение климата ситуация с дефицитом поливной воды будет только усугубляться, если не принимать кардинальные мероприятия, считают в «Атамекене».
В целом ситуация в Жамбылской области в текущем году еще раз подтвердила наличие системных проблем в орошаемом земледелии Казахстана.
Национальная палата предпринимателей неоднократно предлагала меры по развитию водной отрасли.
Напомним, что засуха и сокращение объемов воды, подаваемой из Кыргызстана, привели к дефициту поливной воды, в результате чего в 6 районах Жамбылской области был введён режим ЧС. По предварительным оценкам, пострадали 338 фермеров, убытки миллиардные.
«Сегодня в Казахстане из 3298 каналов, которые подают воду на орошение, более половины требуют ремонта и реконструкции. Мы используем поверхностный способ доставки воды, при этом не всегда в бетонных лотках. Во многих местах вода до сих пор проходит в земляном русле. В итоге огромное количество воды даже не доходит до полей, испаряется. Как мы видим, в условиях маловодия источников воды эта ситуация приняла критический характер», — говорит заместитель директора Департамента агропромышленного комплекса и пищевой промышленности НПП «Атамекен» Бауыржан Ахметаев.
В первую очередь, необходимо решать вопрос водопотерь. Нужно активизировать работы по строительству и реконструкции ирригационных сетей, и несмотря на значительные затраты, важно строительство магистральных трубопроводов взамен открытым каналам.
Во-вторых, для регулирования общественных отношений и применения тех или иных государственных мер, необходимо принять отраслевые законы. Так, в Казахстане нет законов «О мелиорации земель», «О безопасности гидротехнических сооружений», «О водоснабжении и водоотведении». Некоторые проекты законов уже ранее обсуждались, но, к сожалению, так и не были приняты.
В-третьих, особое внимание важно уделить вопросу кадров, особенно узкоспециализированным, таким как гидротехники, геологи, гидрологи, инженеры и т.д. В регионах наблюдается острая нехватка профессиональных кадров.
В-четвертых, необходимо пересмотреть государственный подход к развитию орошения. «Учитывая, что все каналы принадлежат государству, то именно и ему необходимо привести систему орошения в рабочее состояние. При этом предлагается рассмотреть меры по использованию потенциала ГЧП. Привлечение частных инвесторов в сферу строительства ирригационных сетей позволит кратно сократить затраты госбюджета и увеличить площади орошаемых земель», — говорят в НПП «Атамекен».
Кроме проблем водной отрасли Казахстана, особое внимание важно уделить страхованию посевов.
Действующие инструменты добровольного страхования, благодаря господдержке, показывают свою высокую эффективность. Ежегодно, ввиду подтверждения наступления страхового случая, страховые выплаты растут. К примеру, если в 2021 году страховые выплаты фермерам составляли 824 млн тенге, то в 2023 году только по итогам двух фаз (всего трехфазное страхование) выплаты составили 2,5 млрд тенге.
Однако, к сожалению, сегодня страхование посевов не распространяется на орошаемые земли. К примеру, в России в перечень страховых рисков включено безводие и маловодие в источниках орошения, т.е. при снижении уровня воды в источниках орошения до уровня, который влечет невозможность подачи воды по элементам орошения сельскохозяйственных культур, фермеры могут получить страховые выплаты.
Если бы похожие механизмы применялись в Казахстане, то последствия для фермеров Жамбылской области могли быть менее печальными.
В этой связи, учитывая актуальные угрозы для агропроизводства Казахстана, инструменты страхования в сельском хозяйстве должны совершенствоваться и расширяться, резюмировали в Нацпалате.