С 2020 года «молочные» субсидии заменят инвестиционными
Об этом и другом в кулуарах Молочного конгресса корреспонденту abctv.kz рассказал директор Департамента производства и переработки животноводческой продукции Министерства сельского хозяйства Еркебулан Ахметов.
— Еркебулан Картаевич, сколько мы сейчас производим молока?
— Около 5,4 млн тонн молока ежегодно. У нас есть категории: промышленные молочно-товарные фермы, крестьянско-фермерские хозяйства и личные подсобные хозяйства. Сейчас идёт тенденция, что именно в первых двух категориях идёт наращивание производства. Здесь можно сказать, что это результат отдельных программ. Мы в 2014 году запускали программу, в рамках которой активно финансировали молочно-товарные фермы. Уклон был на создание семейных ферм.
— На сколько выросло производство молока в нашей стране?
— За последние пять лет в организованных хозяйствах, особенно в крестьянско-фермерских, производство молока выросло в три раза – с 370 тыс. до 1,1 млн тонн, в промышленных молочных фермах – в два раза, с 170 тыс. до 350 тыс. тонн. Мы видим хорошую тенденцию. В этом году производство молока увеличится на 15%, до 1,8 млн тонн. Мы видим экспорт молока, в основном переработанного, в Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан.
— Насколько рентабелен этот бизнес, не просят ли фермеры дополнительных субсидий?
— Мы не раз обсуждали с Молочным союзом вопросы поддержки. Я бы хотел сказать, что молочное животноводство — это один из долгоокупаемых проектов. Средняя окупаемость составляет восемь-девять лет. Банки неохотно идут на финансирование, им нужны короткие сроки. Чтобы сбалансировать этот вопрос, в этом году мы запустили 10-летнюю программу по развитию молочного животноводства. Что в ней предусмотрено? Первое — это льготное кредитование, мы предусматриваем финансирование строительства молочно-товарных ферм под ключ сроком на 12 лет. При этом «внутри» 12 лет три года можно считать «каникулами». И процентная ставка — 6% с учётом субсидирования. То есть фермеру предоставляется кредит под 16%, из них 10% субсидирует государство. Второе — это инвестсубсидирование на все виды затрат. И третье, мы сейчас пересматриваем субсидирование производства молока, потому что оно неэффективно. Многие фермеры ввозят скот с Европы, Америки, а генетика этого поголовья позволяет производить 10 тыс. килограммов с одной головы в год. А у нас они получают семь. Когда разбираемся, получается, у него есть какие-то ошибки, к примеру, в проектировании или кормлении. Соответственно, это всё влияет на продуктивность. Он не идёт к тому, чтобы выявлять эти причины. Ведь государство это компенсирует, и это его устраивает. Молочный союз предложил с 2020 года перейти от субсидирования на инвестиционную часть. Это позволяет покупать современное оборудование, налаживать технологический процесс, повышать квалификацию работников, даёт возможность получать максимальную прибыль. То есть нужны такие меры поддержки, которые включают «мозг» и аналитику. За девять месяцев этого года в Казахстане введено 12 промышленных молочно-товарных ферм. Для сравнения, раньше это было максимум три фермы. То есть фермеры вкладывают инвестиции в молочный сектор, потому что в сравнении с другими секторами здесь финансы поступают ежедневно. Сдал молоко — получил деньги. Это привлекает бизнесменов.
фото с сайта abctv.kz