Решил ли запрет на ввоз проблему серого импорта сельхозкультур?

25.04.2024 386
Палата предпринимателей

Аналитика, проведенная специалистами департамента экономических расследований по Костанайской области, показывает, что введение запрета на ввоз пшеницы автотранспортом стало хорошей ограничительной мерой, но в тоже время продолжают фиксироваться случаи завоза. И кроме того в разы вырос импорт ячменя, льна и подсолнечника. Что негативно сказывается на ситуации на рынке.

Наносят ущерб дважды

Ответ на вопрос: «Как эффективно бороться с серым импортом сельхозкультур?» на совместном заседании отраслевых советов по вопросам социальной сферы и АПК искали представители государственных органов, Палаты предпринимателей и аграрии.

«В Костанайской области проводится работа, направленная на снижение теневой экономики и решению системных проблем. За последние годы одной из них стал серый импорт зерна пшеницы и других культур, которые завозили с Российской Федерации с занижением декларируемого объема. Указанный фактор сказывался на макроэкономике республики в целом и области, в том числе, а также на положении бизнеса. Это обострило обстановку в налоговой сфере и превратилось в значительную проблему формирования теневой экономики», — отметил заместитель руководителя ДЭР по Костанайской области Алибек Тулепбергенов.

Таким образом, трейдеры наносят государству ущерб дважды: первоначально при импорте уменьшая размер НДС, а затем при экспорте, уклоняясь от международного тарифа. По оценкам экономистов, только в 2022 году в среднем серый импорт привел к потере более 400 млн евро. Но все же главное негативное действие такого завоза – это низкая цена и отсутствие сбыта для отечественных производителей. В эту сферу вовлечены и транснациональные преступные группы. Кроме того, серый импорт оказывает негативное влияние на криминогенную обстановку в регионе, увеличивая количество выписки фиктивных счет-фактур, уклонение от уплаты налогов и коррупционных преступлений.

Анализ криминогенной обстановки показывает, что продолжаются попытки ввоза сельхозкультур. Недобросовестные представители птицефабрик и мукомольных предприятий осуществляют завоз пшеницы для собственных нужд, но в дальнейшем все равно отправляют ее на экспорт в третьи страны. Выгода очевидна, если посмотреть на расценки по экспорту. Если зерновые культуры, выращенные в Казахстане, отправляются на экспорт и тарифицируются АО «КТЖ» по цене 188 тыс. тенге за один вагон, то культуры, ввезенные в Казахстан из Российской Федерации транзитом в Узбекистан, Афганистан, тарифицируются уже по цене 1,3 млн тенге за вагон, что в 7 раз превышает льготный тариф для отечественных производителей.

Палата предпринимателей

Проверить информацию не могут

«Трейдеры обращаются в «Атамекен», чтобы получить сертификат «СТ-1″и подтвердить, что зерно имеет казахстанское производство, предоставляют копии договоров, накладных от предприятий, что приобрели зерно у казахстанских крестьянских хозяйств, но в ЭСФ данные поставки не отражены. Получается, что предоставляемые копии документов проверить на подлинность в НПП не могут из-за отсутствия интегрированной базы с налоговой службой», — добавил представитель ДЭР.

Предоставляют копии договоров, накладных от других крестьянских хозяйств, посевные площади которых явно не соответствуют произведенному объему в представленных документах. Далее на основании сертификатов «СТ-1» трейдеры проходят таможенное декларирование и осуществляют экспорт зерна под видом казахстанского, чтобы избежать уплаты международного транзитного тарифа. И нередко один и тот же сертификат используется несколько раз.

По мнению Алибека Тулепбергенова, этого можно было бы избежать, если бы сотрудники Палаты владели бы данными ДГД, которые бы подтверждали взаимоотношения между трейдером и экспортером по ЭСФ. Он предложил интегрировать информационные базы между ДГД, НПП и КТЖ, что поможет решить проблему. Если объединение баз данных технически невозможно, то необходимо проводить оперативный обмен информацией.

В свою очередь, заместитель руководителя департамента государственных доходов по Костанайской области Арман Журсиналин отметил, что для нивелирования проблемы акимат области выделил средства на установку весового оборудования на шести пропускных пунктах. Пост «Кайрак» уже готов к такой работе, фиксируются факты занижения веса в машинах и в сопроводительных документах. Составляются протоколы, кроме того, используется метод возврата груза отправителю.

«Мы проводим осмотр каждого автомобиля, везущего зерновую продукцию, специальными щупами. В прошлом году у нас была практика по выявлению товаров прикрытия: было обнаружено порядка 60 тонн, когда снизу была пшеница, а сверху ячмень. Также проводится работа на выявление соответствия товара по цене. Считаю, что оперативный обмен информацией помог бы в решении этого системного вопроса», — пояснил Журсиналин.

Консолидация усилий

В тоже время руководитель ДЭР по Костанайской области Аскар Абенов отметил, что в борьбе с реэкспортом должны активно работать все стороны, в том числе и КТЖ. Сегодня же они подключаются к работе, когда на нелегального трейдера уже возбуждено дело, и предоставляют расчеты по ущербу. И предложил сотрудникам национального оператора сообщать о фактах завоза зерна по железной дороге и дальнейшем его экспорте. По его словам, важно эффективно работать над превенцией.

«Введение запрета на ввоз пшеницы стало хорошей сдерживающей мерой, но в тоже время в разы увеличился объемы импорта ячменя, льна, подсолнечника. Необходимо защищать отечественных производителей и разработать четкие механизмы взаимодействия. Хочу отметить, что в этом году было возбуждено одно уголовное дело, но процесс по импорту не остановился, сейчас мы отслеживаем ситуацию и в мае будут возбуждены новые дела», — подчеркнул Аскар Абенов.

В свою очередь заместитель руководителя Костанайского филиала «КТЖ-грузовые перевозки» Карат Алшоразов пояснил, что специалисты железной дороги принимают груз уже опломбированным, ориентируясь только по документам, а их полнота и достоверность – это ответственность отправителя. При отправке груза на экспорт они требуют наличие сертификата «СТ-1» и если документ имеется, то груз отправляется по назначению.

Нужна импортная пошлина и прозрачность

«Вопрос серого импорта зерна мы поднимали ни один год на разных уровнях. Теперь нас услышали, но запрет не может быть постоянным, мы предлагаем ввести импортный налог на ввоз сельхозпродукции, аналогичные меры действуют во многих странах, и тем самым конкурировать. Сегодня мы проигрываем российским производителям в том, что себестоимость продукции у них в разы ниже по нескольким причинам. И такая ситуация не только с пшеницей, но и с другими сельхозкультурами и даже с картофелем», — отметил представитель Ассоциации сельхозтоваропроизводителей Костанайской области, директор ТОО «Зуевка» Александр Бородин.

Согласна с коллегой и аграрий Светлана Михайленко, она считает, что серый импорт принял такие масштабы, что если не принимать своевременные меры, то это грозит обвалом всего АПК страны. Она добавила, что еще в прошлом году, когда Ассоциация отправила письмо в Минсельхоз с требованием о введении запрета на импорт зерна, ставился вопрос об установке ограничения по объему ввоза для мукомолов в размере 30% от производственной мощности. Таким образом, и у отечественных аграриев была бы возможность продавать им свое зерно. В список документов при выдаче сертификата «СТ-1» она рекомендовала добавить форму 2, которую каждое хозяйство сдает в Бюро нацстатистики ежемесячно.

«Фермеры сегодня находятся в тяжелой ситуации благодаря тому, что в прошлом году они не заработали из-за серого импорта. Тогда средняя цена опустилась с 125 тыс. до 95 тыс. за тонну. И сбыт пшеницы остановился. Борьба с экономической контрабандой важна, но дело еще в том, что вступив в ЕвразЭС, мы пока не научились регулировать рынок сельхозпродукции. Хотя в других странах, несмотря на различные договоренности о сотрудничестве, государства защищают своих производителей. Было бы целесообразно изучить, сколько мы теряем», — добавил директор ТОО «Мелитопольское» Эдуард Двуреченский.

В свою очередь, директор Палаты предпринимателей Костанайской области Данияр Кузенбаев, предложил всем заинтересованным сторонам отработать этот вопрос в пилотном режиме и наладить оперативный обмен информацией между ведомствами и детально проработать механизм взаимодействия и обмена данными.

Татьяна Деревянко

Фото пресс-службы Палаты предпринимателей области

Поделиться:

Похожие статьи