Ученые создали липкий пестицид для борется с насекомыми-вредителями

16.05.2024 254
защита растений

Ученые из Вагенингена и Лейдена разработали биологический барьер, защищающий растения от болезней и вредителей. Это липкое вещество, которое распыляется на листья и к которому прилипают насекомые-вредители. Исследователи надеются, что этот клей от насекомых поможет сократить использование токсичных химических пестицидов. Свои результаты они опубликовали в научном журнале PNAS.

В феврале Европейская комиссия отозвала свое предложение сократить вдвое использование химических пестицидов. Цель по сокращению потребления остается и сейчас из-за вредного воздействия этих пестицидов на здоровье людей, животных и окружающую среду. В поисках альтернатив ученые из Вагенингенского университета и исследовательского университета (WUR) и Лейденского университета вдохновлялись природой.

«У плотоядной росянки есть так называемые железистые волоски, которые выделяют липкое вещество и тем самым ловят насекомых», — говорит Томас Коджер, доцент кафедры физической химии и мягких веществ. «Мы хотели воссоздать это, чтобы защитить наши растения и урожай естественным способом».

Исследователям это удалось. Они превратили отходы растительного рисового масла в желтое липкое вещество, продувая его воздухом, а затем измельчая на мелкие частицы в своего рода блендере. В результате получаются шарики диаметром около миллиметра, липкие, как клейкая лента. Размер не случаен: шарики такого же размера, как у обычного насекомого-вредителя — трипса. Улавливая их, растения остаются более здоровыми и с меньшей вероятностью заражаются грибами-переносчиками трипсов. До сих пор исследователи в основном фокусировались на этом типе насекомых-вредителей, но клей от насекомых может также работать против других вредителей, таких как плодовая мушка Сузуки, которая угрожает выращиванию вишни. При этом капельки достаточно малы, чтобы к ним не прилипали полезные насекомые, например опылители.

Хотя насекомые-вредители развивают устойчивость к химическим пестицидам, с клеем для насекомых это практически невозможно, считает Коджер.

«Насекомые уже развились так, что им нелегко прилипать к чему-либо, например, из-за волосков и неровной поверхности», — объясняет он. «Один из единственных способов избежать этой липкой ловушки сейчас — это увеличить все свое тело».

Это не так просто, как выработать толерантность к химическому веществу. Если это действительно произойдет, то на это уйдут многие поколения, и произойдет это только в том случае, если клей от насекомых будет использоваться в больших масштабах.

Клейкое вещество остается на листьях в течение трех месяцев после опрыскивания, даже когда идет дождь. Этого времени достаточно, чтобы бороться с насекомыми-вредителями до момента сбора урожая. Распыляя клей от насекомых на посевы до того, как созреют плоды, фермеры сводят к минимуму вероятность попадания пестицида в продукты питания. Однако нельзя исключать контакт с пищей.

«Преимущество нашего пестицида в том, что вы можете видеть маленькие желтые капельки, в отличие от химических пестицидов», — говорит Коджер. «Вы можете легко смыть его водой и средством для мытья посуды».

Если вы съедите немного, это, вероятно, не проблема. Поскольку он сделан из растительного масла, Коджер ожидает, что он не более вреден, чем жир для жарки, но ученым еще предстоит выяснить, насколько он вреден для здоровья.

В будущем фермеры смогут распылять липкое вещество на своих полях. Это можно сделать с помощью тех же машин, которые фермеры используют для распыления химических пестицидов. Специальное вещество в смеси гарантирует, что шарики не будут слишком сильно прилипать друг к другу и к машинам. Однако ученые должны сначала изучить, отягощают ли почву липкие пестициды и если да, то в какой степени.

«Мы не хотим выбрасывать на поля большое количество растительного масла», — говорит Коджер. В ближайшие годы они будут исследовать, насколько быстро они разлагается в почве.

Источник: Университет Вагенингена