Сенаторы предложили отменить изъятие земель превышающие предел
Такое предложение депутаты озвучили в запросе премьер-министру Олжасу Бектенову, поводом для которого послужили неоднократные обращения отечественных агроформирований северных регионов страны. В ответе от главы Кабмина отмечено, что предел площадей будет рассмотрен на ближайшем заседании правительственной комиссии.
«По итогам работы рабочей группы, а также на основании расчетов Казахского научно-исследовательского института экономики агропромышленного комплекса и развития сельских территорий выработаны рекомендации по предельным (максимальным) размерам сельскохозяйственных земель, где площади по юридическим лицам не превышают 51 тыс. гектаров, по крестьянским хозяйствам – 35 тыс. гектаров с учетом местных условий и особенностей», — отметил в ответе Бектенов.
Также в письме сообщено, что вместе с тем поступают предложения от сельскохозяйственных производителей по пересмотру данных размеров земель. Вопросы охраны и использования земель сельскохозяйственного назначения на постоянной основе рассматриваются на заседаниях правительственной рабочей комиссии с участием акиматов областей. Вопрос пересмотра предельных (максимальных) размеров сельскохозяйственных земель будет рассмотрен в рамках указанной комиссии.
В чем же была суть депутатского запроса? В письме сенаторы обозначали, что проблема по отсутствию свободных земель для фермеров и наличие огромных земельных массивов неиспользуемых по целевому назначению активно обсуждалась в 2017-2018 годах. Очевидным для всех решением было в первую очередь улучшение администрирования со стороны контролирующих органов и изъятие на базе действующего законодательства земель, неиспользуемых по целевому назначению. Но вместо этого было принято решение внести изменения в Земельный кодекс и наделить правительство полномочиями устанавливать предельные размеры земельных участков сельхозназначения.
«В результате этого правительство приняло постановление от 25 января 2023 года, определившее предельные (максимальные) размеры земельных участков, которые могут находиться на праве временного землепользования у юридического лица для ведения сельскохозяйственного производства. В итоге получилось так, что у добросовестных землепользователей могут изъять земли, превышающие установленный предельный размер, что чревато искоренением всего того, что было наработано сельхозтоваропроизводителями годами, которые на протяжении своей деятельности вкладывали значительные инвестиционные средства, создавали рабочие места, налаживали и восстанавливали инфраструктуру», — отметили сенаторы.
Добросовестные сельхозформирования активно инвестируют в восстановление и улучшение плодородия почвы, внедряют современные агротехнологии, обновляют машинотракторный парк производительной импортной сельскохозяйственной техникой, осваивают переработку сельхозсырья для создания рабочих мест и дополнительной добавочной стоимостью. Кроме того, многие сельхозформирования являются градообразующими субъектами в сельских населенных пунктах, поэтому поддерживают и развивают социальную инфраструктуру, вводя в эксплуатацию новые социальные объекты, и поддерживают существующие, а также решают жилищные вопросы занятых на производстве жителей сельской местности.
«Теперь по истечении срока действия долгосрочной аренды добросовестным землепользователям стало невозможно продлить срок аренды на имеющиеся в управлении земельные участки без изъятия части, превышающей установленные предельные размеры. На наш взгляд требование о предельных размерах земельных участков не должно распространяться на добросовестных землепользователей, которые управляли земельным банком до принятия решения правительства и продление долгосрочной аренды земли должно для них осуществляться без изъятия части земельных участков, превышающих установленные предельные размеры», — пояснили депутаты.
Народные избранники в запросе подчеркнули, что производственные затраты зернопроизводителей, а также формирование и обновление ими материально-технической базы основываются на площади земельных участков, находящихся в оперативном управлении. И, следовательно, добросовестные землепользователи уже понесли капитальные затраты, в том числе в сохранение плодородия почвы. В связи с этим, изъятие у них части земельных участков, в которые инвестированы существенные затраты, по крайней мере несправедливо. Так как, основу зернопроизводства Казахстана составляют средние и крупные агроформирования, на долю которых приходится более 60% посевных площадей и объема сельхозпродукции и выполнение задач, поставленных главой государства по увеличению производительности труда и рациональному использованию земли, под силу, в первую очередь, этой категории зернопроизводителей.
«Поэтому крайне важно своевременно устранить существующие барьеры, а именно внести соответствующее дополнение в действующее постановление правительства и предоставить сельхозтоваропроизводителям возможность эффективно выполнять поставленные задачи и в краткосрочной перспективе стать одним из ключевых игроков по поставкам продовольственных товаров в страны ближнего и дальнего зарубежья», — пояснили сенаторы.
Татьяна Деревянко