Продкорпорация действует против рынка

03.10.2024 131
хранение зерна

Как корпорация помогает аграриям, мукомолам, пекарям и животноводам, стабилизирует цены и задает им тон на рынке. А также о готовности помогать средним и мелким фермерам выходить на экспортные рынки во время международной конференции в Астане рассказал председатель правления АО «Продкорпорация» Асылхан Джувашев.

Сегодня запасы Продкорпорации составляют порядка 1 млн тонн. На элеваторах она держит резервный запас зерна в объеме 500 тыс. тонн hi-pro и 3 класс с высоким качеством еще 200 тыс. тонн составляет фуражный фонд.

«Продкорпорация действует против рынка. Осенью, когда низкая цена предлагаем аграриям цену на культуры чуть выше, а зимой мукомолам и хлебопекам чуть ниже, чтобы сдержать рост стоимости муки и хлеба. Для стабилизации внутреннего рынка мы продаем зерно животноводам и птицеводам. А также в период низких цен помогаем фермерам продать зерно дороже за счет интервенционного закупа», — пояснил Джувашев.

Одной из программ поддержки аграриев является традиционный форвардный закуп, который Продкорпорация проводит каждый год, в этом году по нему выделяли аграриям порядка 40 млрд тенге. Причем его условия на рынке являются одними из самых лучших: авансирование весной, выплата кредита осенью по высоким рыночным ценам. Программа пользуется популярностью у фермеров. Наряду с традиционным форвардом корпорация предлагает форвард с иностранным участием.

«Мы готовы предложить остатки зерна по фиксированным ценам рынку, покупатель будет авансировать через нас, а мы финансировать аграриев и контрактоваться. На такие условия согласны китайские покупатели», — отметил председатель правления.

В этом году с учетом рынка и пожеланий аграриев появится ранний форвард. Обычно он начинается в феврале-марте. Сейчас в корпорации планируют объявить его в декабре. Также в декабре планируют начать прямой закуп, чтобы забрать с рынка большой объем излишков и начать отправлять зерно на экспорт. Среди приоритетных направлений является Китай. На вопрос, каким будет объем закупа, Джувашев ответил, что это станет известно после того, как завершится сдача зерна по форвардному закупу.

«В этом году мы начали проводить закуп подсолнечника по программе трехстороннего форварда. Его суть заключается в том, что весной фермеры договариваются с маслозаводами о цене маслосемян, а осенью напрямую поставляют их переработчикам, а они отправляют на рынок масло по фиксированной цене. Цель такого взаимодействия в том, что фермер получает гарантированные объемы продажи и средства, маслозавод будет иметь известный объем сырья, а рынок – доступный товар. Закупленный объем пока не большой, так как были вопросы по условиям, по ценам», — подчеркнул председатель.

По словам спикера, в этом году сельхозпроизводители предлагали свою цену закупа, переработчики свою, но Продкорпорация нашла золотую середину с учетом различных факторов, в числе которых внутренняя цена, экспортный потенциал, качество зерна и возможности по его продажи. Установленная цена будет стимулировать внутренний рынок. Сейчас планируется закупить порядка 1,5 млн тонн. Но в тоже время Джувашев уверен, что Казахстану нужно осваивать новые рынки, но много вопросов возникает в связи с себестоимостью продукции, логистикой. Продкорпорация, имея такой большой запас зерна, вынуждена идти на внешние рынки, но у ее нет цели конкурировать с частными экспортерами. Она готова сотрудничать и вместе поставлять продукцию, и не собирается монополизировать рынок.

«Мы готовы работать с добросовестными экспортерами, но нередко встречаются компании, не имеющие своего зерна, которые скупают его у фермеров за бесценок и по низкой цене стараются отправлять на экспорт, тем самым ломая сложившуюся стоимость. Такие действия наносят вред и фермерам и другим экспортерам. Что касается поставок в Китай, то мы предлагаем сотрудничество, чтобы продажи шли стабильно и без перебоев», — добавил Асылхан Джувашев.

В Продкорпорации уверены, что объединившись участники рынка могут зафиксировать цену, что позволит партнерам стабильно получать нужные им объемы. Что касается программы по консолидации экспортных партий, то корпорация готова помогать фермерам выходить на экспортные рынки, помогая в поисках покупателей на внешних рынках для средних и мелких фермеров. А также выступать в качестве гаранта для покупателя и продавца без участия в финансовых расчетах.

Татьяна Деревянко

Поделиться:

Похожие статьи