Какие перспективы есть у производителей яиц в Казахстане?

11.11.2024 195
Максим Божко

Об этом во время Международной выставки по кормам и ветеринарии «Jańa Dala/Vet Astana ‘2024» и Международной выставки по животноводству и птицеводству «Jańa Dala/Farm Astana ‘2024» рассказал совладелец и генеральный директор «Управляющей компании «Шанырак» Максим Божко.

Свою деятельность компания начала с восстановления старых птицефабрик яичного направления, затем перешли к мясному и параллельно смотрела, как сделать вертикальную интеграцию, чтобы минимально зависеть от внешних факторов. Ведь сегодня самая большая доля в себестоимости производства яйца и куриного мяса – это корма, поэтому предприятие пошло в растениеводство.

«Успех бизнеса в птицеводства зависит от продаж, и мы пошли в прямые продажи. У нас есть дистрибьютерская компания, которая работает в трех городах с 40 единицами транспорта. Мы стараемся наш продукт довезти с наших птицефабрик до конечного потребителя в самых различных магазинах», — сообщил Божко.

Также в Казахстане птицеводство зависит от импортных племенных пород цыплят, как в яичном, так и мясном направлении. Хотя есть компании, с которыми можно создавать в стране репродукторы первого и второго порядка и заниматься размножением генетических линий.

«Мы единственное предприятие, у кого есть свой племенной репродуктор в яичном и мясном направлении. Благодаря тому, что у нас есть три направления: яйцо, мясо и растениеводство мы смогли удержаться на плаву, несмотря на все кризисы с курсами валют и засухой и переувлажнением. В прошлом году мы застраховали все свои посевы и получили значительные выплаты», — пояснил совладелец.

Что касается обеспечения по яйцу, то Казахстан полностью себя обеспечивает с 2016 года. В 2018 году отрасль произвела 4 млрд. 340 млн. яиц. Казахстан находится на первых местах в мире по низкой себестоимости производства яйца.

«У нас есть доступные зерновые культуры и подсолнечные шроты, которые составляют основной рацион птиц, и по себестоимости мы являемся конкурентоспособными на экспортных рынках. Но здесь возникает вопрос с логистикой, так как яйцо является скоропортящейся продукцией, поэтому должен появиться завод по переработке. Это в первую очередь разделение яйца на белок и желток, затем — пастеризация. Третий вариант – продажа в жидком, замороженном или в виде порошка», — пояснил Божко.

Сейчас порядка 2.5 % яиц на экспорт уходит в Афганистан, но не потому, что это отличный рынок, просто афганские бизнесмены покупают яйцо большими партиями летом, когда в Казахстане падает на них спрос, хотя и по низкой цене. Производители считают, что летом яйцо лучше перерабатывать и уже потом отправлять на экспорт.

«Раньше в Казахстан завозилось яйцо из соседних стран. По официальной статистике 200-300 млн. яиц в год, по неофициальной в два раза больше. В этом году государство ввело запрет на ввоз яйца автотранспортом, и эта мера очень сильно повлияла на рентабельность отрасли. Летом цена на товар упала, но всего на 10-20%, а раньше падение составляло от 50%. Уменьшился и объем импорта: в 2022 году он составлял 140 млн. яиц, в 2023 – почти 300 млн, то за 8 месяцев этого года – всего 50 млн. штук», — добавил Божко.

Как отметил эксперт, он уверен, что яичная продукция будет востребована на внешнем рынке и важно открывать новые направления. В этом году было подписано соглашение с Китаем. До окончания года производители ждут подписания оставшихся документов, но пока в Китай повезут субпродукты и мясо птицы.

«Последние пять-семь лет производители яиц не инвестируют в расширение производств, так как нет новых рынков сбыта. Возможно, с запуском переработки потребуется небольшое увеличение. Есть надежда, что после мяса, откроют рынок Китая и по яйцу», — отметил спикер.

Поделиться:

Похожие статьи