Дорожные карты развития АПК презентовали в МСХ РК

02.10.2017 9 771
уборка урожая

На заседании Совета по аграрной политике при МСХ РК были презентованы Дорожные карты развития приоритетных направлений сельского хозяйства и совершенствование господдержки АПК.

Карты разработаны с учетом проведенного расширенного анализа, выявленных проблем и содержат конкретные меры по соответствующим направлениям.

Дорожные карты разработаны по следующим основным направлениям развития: семеноводство, агрохимия, производство средств защиты растений, интенсивное техническое перевооружение АПК, кормопроизводство (кормовой баланс), вовлечение пашни в оборот, отгонное овцеводство, развитие сети оптово-распределительных центров.

Так в рамках Карты интенсивного технического перевооружения АПК проведен анализ состояния парка сельскохозяйственной техники, потенциала отечественных предприятий сельскохозяйственного машиностроения. Анализ парка сельхозтехники показывает, что срок эксплуатации 65% тракторов и 46% комбайнов составляет свыше 17 лет. При этом, 15% данных тракторов не работает, а 26% — подлежит списанию. Аналогичная ситуация и по комбайнам.

Использование изношенной техники приводит к увеличению затрат и, главное, к недополучению урожая. Потери урожая при проведения посевных и уборочных работ с нарушением оптимальных сроков по зерновым и масличным культурам составляют 14% от валового сбора или порядка 200 млрд. тенге.

Выработанные меры по поддержке отечественных производителей техники, такие как льготное кредитование на закуп самоходной техники отечественного производства, льготное кредитование при приобретении навесной и прицепной техники отечественного производства, субсидирование отечественных предприятий для реализации ими продукции СХТП со скидкой, льготы по НДС для отечественных предприятий.

В целом в Карте предусмотрены меры, которые позволят увеличить рост доходности СХТП более чем на 20%, увеличить производительность труда в 1,5 раза, увеличить производство продукции в 2 раза, увеличить темпы обновления машино-тракторного парка и др.

Необходимость разработки Карты развития семеноводства обусловлена низким качеством высеваемых семян сельскохозяйственных культур, низким уровнем технического оснащения семеноводческих хозяйств и использованием в производстве неэффективных сортов. За последние 5 лет доля посевов, засеянных элитными семенами, составила в среднем 4,6%. По научным данным потери урожая от использования в производственных посевах низкорепродукционных семян достигают до 20%. Анализ технического оснащения элитсемхозов показывает, что около половины посевной и уборочной техники и 2/3 семяочистительной техники приобретены более 10 лет назад. У оригинаторов требует обновления 83% посевной, 72% уборочной и 94% семяочистительной техники. Использование семеноводческими хозяйствами изношенной техники влечет перерасход ГСМ и электроэнергии в сумме 1,1 млрд. тенге. Кроме того, изношенная семяочистительная техника повышает травмируемость семян, снижает их всхожесть и выход кондиционных семян.

Так в рамках Карты будет усовершенствован механизм субсидирования семеноводства в части выплаты субсидий только на высокоэффективные сорта с высоким потенциалом продуктивности и качества. Также предусматривается усовершенствовать действующую схему семеноводства в республике с тем, чтобы использовать в производственных посевах семена не ниже 1 репродукции, что позволит ускорить сортосмену и сортообновление, повысить урожайность и качество продукции. Это будет достигнуто за счет поэтапного увеличения доли посевов, засеваемых элитными семенами, с 6% в 2018 году до 12% в 2021 году. Для этого будут расширены сети элитсемхозов и семхозов.

Основным способом повышения продуктивности сельхоз животных является полноценное кормление. На сегодняшний день остро стоит вопроса дефицита кормов.

Так в рамках Карты кормопроизводства проведена оценка текущего состояния кормового производства и определена обеспеченность в кормах в разрезе областей. Для обеспечения потребности существующего поголовья скота и птицы в кормах в требуемом объеме необходимо повысить производство: грубых кормов на 68% или до 33,8 млн. тонн, сочных кормов в 5 раз до 6,4 млн.тонн, комбикорма в 2,5 раза до 10,8 млн.тонн.
Таким образом, за счет полноценного кормления сельхозживотных, производство продукции животноводства увеличится на 21%, в том числе в молочном животноводстве на 19%, по разведению прочих пород скота на 26%. Дополнительный объем валового производства продукции составит 255,6 млрд.тенге. Предлагаются следующие стимулирующие меры для развития кормопроизводства: продолжить субсидирование на 1 гектар однолетних и многолетних трав; субсидирование закупа миницехов по производству концентрированных и комбинированных кормов, закуп АО «НК «Продкорпорация» ячменя для внутренних нужд.

Остро стоит вопрос своевременного снабжения аграриев удобрениями. Ежегодно вносится 260-290 тыс. тонн удобрений в физическом весе или 10% от потребности в них.

По результатам агрохимического обследования почв наблюдается высокая доля площадей с низким содержанием азота и фосфора.

Большинству хозяйств, имеющих небольшие земельные наделы, не выгодно осуществлять поставку удобрений непосредственно с заводов или от поставщиков по железной дороге. Поэтому наличие данной продукции в ассортименте в складах в непосредственной близости делает ее приобретение выгодным и привлекательным.
В рамках Карты развития агрохимии предлагается установить единые нормы внесения удобрений для каждой области, что позволит сэкономить 3,9 млрд. тенге, за счет которых имеется возможность приобрести дополнительный объем удобрений, субсидировать основные виды удобрений, эффективные в местных условиях. В результате, объем внесения удобрений увеличится с 261 до 777 тыс. тонн, или с 10% до 30% от потребности, ожидается прибавка урожайности с/х культур на 10-12%, улучшится состояние плодородия почв.

За последние 6 лет оптовая торговля продовольствием увеличилась, более 80% продовольствия проходит через мелкий опт. И только 9% реализуется через крупные оптовые форматы торговли. Это приводит к увеличению транспортных, логистических затрат, увеличивает риски механических повреждений при погрузке-разгрузке товаров и потерям при хранении продукции. По данным аналитических исследований сегодня в Казахстане потери продтоваров в процессе доставки от производителя к потребителя превышают 40%.

Все это сказывается и на ценообразовании продовольствия.

В результате, проходя путь от производителя к потребителю цена товара увеличивается в 2, 3 и даже в 4 раза.
Таким образом, во-первых, потребитель покупает товар по высокой цене, во-вторых доход получает не производитель, а неэффективные посредники.

В рамках Карты развития оптово-распределительных центров предлагается создать единое оптовое звено в виде оптово-распределительного центра, где будет организована оптовая торговля продовольственными товарами для розничных рынков, магазинов, сетей ресторанов, кафе, гостиниц и т.д.

Ежегодно не дообрабатываются порядка 3,4 млн. га, из которых на 1,5 млн. га имеются вредители и болезни, что приводит к потере качества собранного урожая, остро стоит вопрос качества ввозимых и производимых пестицидов, применяемые пестициды на 60% импортные.

В Карте по производству средств защиты растений будет обеспечено субсидирование затрат СХТП на приобретение пестицидов и биопрепаратов (биоагентов) для борьбы с сорной растительностью, вредными и особо опасными вредными организмами, локализации и ликвидации карантинных объектов, а также возмещение затрат за уничтоженные плодовые деревья собственникам садов.

В целях обеспечения применения качественных пестицидов и защиты интересов СХТП будет внедрен пострегистрационный контроль за качеством и соответствием реализуемых пестицидов. Также будет рассмотрен вопрос поэтапной отмены уплаты НДС методом зачета на импортные пестициды. Ужесточены требования к государственной регистрации пестицидов.

Если рассматривать отгонное овцеводство, то на сегодняшний день остро стоят следующие проблемы, такие как неразвитость системы сбора и заготовки шерсти, износ оборудования и морально устаревшая техника.

В рамках Карты развития отгонного овцеводства предлагается обеспечить доступность пастбищ, с оснащением объектами пастбищной инфраструктуры, в хозяйствах разводящих овец предлагается стимулировать применение искусственного осеменения, обеспечить бесперебойную реализацию ягнятины (круглогодично) на внешние рынки, стимулировать переработку шерсти.

Презентованные Карты вызвали большой интерес и бурное обсуждение у членов Совета. Участники совещания единогласно поддержали предложенные Карты.

Пресс-служба МСХ РК

Поделиться:

Похожие статьи