Какие меры государственной поддержки сегодня не работают и почему?

30.05.2019 5 595
конференция в Атамекен

Этот вопрос обсудили в ходе республиканской конференции на тему «Развитие малого и среднего бизнеса в фокусе Президента», сообщает atameken.kz.

Открывая мероприятие заместитель председателя правления Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Олжас Ордабаев отметил, что на сегодняшний день действуют, но уже требуют обновлений более 50 мер финансовой поддержки бизнеса государством – это субсидии, гранты.

— Мы запланировали оценку эффективности всех мер. В частности, сейчас планируется вносить изменения в программу «Дорожная карта бизнеса», — заявил Олжас Ордабаев. — Пришло время получить предложения от бизнеса. Мы видим, что не все меры поддержки приносят ожидаемый сухой остаток для экономики.

«Атамекен» запустил опрос с целью выяснить, какие меры поддержки сегодня недостаточно эффективны и что необходимо бизнесу. За четыре дня своим мнением поделились 660 бизнесменов.

Так, согласно анализу, наиболее высоким спросом пользуется поддержка в виде грантов, субсидирования ставок по кредитам и лизингу, субсидирования развития племенного животноводства. Наименее эффективными по мнению бизнеса являются такие инструменты как: возмещение затрат на повышение эффективности организации производства; возмещение части затрат субъектов индустриально-инновационной деятельности; возмещение затрат субъектам индустриально-инновационной деятельности, направленной на развитие территориальных кластеров и другие.

Директор центра прикладных исследований «Талап» Рахим Ошакбаев считает, что денежно-кредитная политика не дает необходимого эффекта. К таким результатам эксперт пришел, анализируя результаты «Дорожной карты бизнеса-2020».

— Можно назвать «ДКБ» вспомогательной программой, когда мы мерами фискальной политики, то есть за счет налогов, трансфертов из национального фонда просто субсидируем процентную ставку, — отметил Рахим Ошакбаев. — Эти субсидии получают не предприниматели, а получают банки. По сути ее можно смело назвать «субсидии банков».

Таким образом, по мнению эксперта, государство борется с неэффективной монетарной политикой, которая не дает низкую процентную ставку, но провоцирует девальвационные ожидания, и за счет средств бюджета пытается помочь бизнесу.

По результатам анализа центра «Талап» охват программой «ДКБ 2020» достаточно низкий, всего 0,4 % от всех субъектов предпринимательства. Она помогла 13 тыс. из 1,5 млн субъектов бизнеса.

По мнению выступающего необходимо пересмотреть требования в рамках господдержки к малому бизнесу, так как сегодня применяется метод «указания сверху», тогда как бизнесу необходимо дать дополнительные возможности.

В свою очередь Рахим Ошакбаев отметил, что бизнес выработал потребительское отношение к кредитам, хотя в Казахстане самый дешевый бензин, интернет, самая дешевая в мире вода и земля — вся система кросс-субсидирования.

Бизнес-сообщество отметило, что БВУ не заинтересованы в финансировании бизнеса, зачастую залоговое имущество, особенно на селе, не имеет ценности для банков. В качестве альтернативы предприниматели предложили рассмотреть вариант участия банков в развитии бизнеса в качестве венчурных фондов, когда на первоначальном этапе банк поддерживает бизнес, в том числе стартап-проекты.

С целью оценить эффективность и востребованность инструментов господдержки НПП «Атамекен» запущен интернет-ресурс pikir.atameken.kz, где каждый предприниматель может оставить свой отзыв относительно мер действующих программ. На основе ответов предпринимателей Нацпалата сформирует для госорганов предложения по совершенствованию мер государственной поддержки.

фото с сайта atameken.kz

Поделиться:

Похожие статьи