Новое объяснение появления тиломы у коров
Ученым из Университета Мартина Лютера Галле-Виттенберг (MLU) и Университета Георга Августа в Геттингене удалось доказать, что тилома (межпальцевая фиброма) у коров является, прежде всего, генетическим. До сих пор возникновение гиперплазии межкопытцевого свода объяснялось, главным образом, плохими санитарно-гигиеническими условиями в коровнике. Однако группа под руководством профессора Германа Свальва обнаружила ферму, на которой болезнь встречалась часто, и смогла идентифицировать ответственный за нее ген. В результате, теперь болезнь может быть локализована посредством селекции.
«Мы редко встречаем такой случай, когда все идеально сочетается друг с другом», — говорит Герман Свальве, профессор животноводства в Институте сельскохозяйственных и пищевых наук в МЛУ. Многие факторы должны соответствовать, чтобы найти один ген, который в первую очередь ответственен за заболевание. Команда Свальве сумела сделать это открытие, потому что его исследовательская группа годами работала с большими базами данных коров в Германии. В ходе своей работы они столкнулись с фермой, на которой часто встречалась гиперплазия, также известная как тилома. На каком-то этапе жизни от трех до восьми процентов всех коров в Германии страдают от этого заболевания, однако в основном оно поражает коров старшего возраста. Нарост появляется между двумя копытцами и раздвигает их. «Это приводит к разрывам на коже, которые, в свою очередь, открываютдорогу для бактерий и инфекционных заболеваний», — говорит Свалве. Животные становятся хромыми, а продолжительность их жизни сокращается.
«Ранее мы проводили исследования по генетике заболевания, но у нас не было достаточно пораженных животных в нашем распоряжении, поэтому было трудно получить статистическую достоверность», — объясняет Свальве. Поэтому нам повезло найти ферму на северо-западе Германии, где почти 60 % животных были поражены этой болезнью. В исследовании по геномной ассоциации они сравнили 45 000 небольших сегментов ДНК, так называемых SNP, от здоровых и больных коров. Первоначально они определили два участка, которые могут быть связаны с болезнью. Одним из них был ген рецептора тирозинкиназы 2 (ROR2). «Затем мы сравнили наши результаты с медицинскими исследованиями на людях и обнаружили, что этот ген также играет роль в развитии конечностей у человека», — говорит Свалве.
Команда из Геттингенского университета под руководством профессора Бертрама Бренига, впоследствии предоставила доказательство того, что ген ROR2 на самом деле связан с развитием заболевания. Его исследовательская группа секвенировала весь сегмент гена и обнаружила, что мутация приводит к обмену аминокислоты у пораженных коров. В дальнейших экспериментах Брениг также смог доказать, что дефект на самом деле приводит к изменению концентрации белка. «Как только мы смогли показать, что мутация влияет на экспрессию генов, мы смогли окончательно объяснить, как она связана с болезнью», — сказал Брениг.
Свальве удивлен, что генетический фон болезни игнорировался так долго — хотя еще в 1952 году Ричард Гетце, всемирно известный ветеринарный врач из Ганновера, подозревал, что межпальцевая гиперплазия была почти исключительно генетической. Это открытие не нашло своего пути в животноводстве. Только теперь, с этим новым исследованием, предположение Гетце было подтверждено. Эта болезнь теперь может быть исключена путем селекции.
Источник: Университет Мартина Лютера Галле-Виттенберг; фото: nita-farm.ru