Нефтезаводы заработали, крестьянам помогли, операторы – банкроты?

15.04.2020 15 553
весенне-полевые работы

14 апреля министр энергетики РК Н. Ногаев заявил: «По поручению Президента РК сельхозтоваропроизводителям для проведения весенне полевых работ организована поставка 390 тыс. тонн дизельного топлива по низкой стоимости — 165 тенге за литр».На деле оказалось, что желание государства помочь крестьянам с посевной может влететь в копеечку операторам ДТ. А может и вовсе сократить их список.

Прежде, чем представить Вам мнения руководителей компаний по поставке топлива в Акмолинской области, наглядно покажем стандартную для их бизнеса калькуляцию.

При покупке топлива с завода в 194 тысячи тенге за тонну, его стоимость для крестьян находится на уровне 186 тенге за литр. При закупочной стоимости в 184 тысячи тенге/тонна, фермеры покупают литр за 177 тенге. Ценник на топливо от завода в 174 тысячи за тонну позволяет отпускать аграриям литр ГСМ по 165 тенге. Однако стоит учитывать географию. Привезенное с севера на юг горючее автоматически дорожает. В данном случае его себестоимость равна 167 тенге.

Директор ТОО фирма «Каз-Шер и Компания» Гульнара Кайдарова:«Мы в марте нужные объемы выкупили, на нефтебазы привезли. А теперь от нас ждут дешевых ценников. Даже не дешевых, а убыточных для нас! Акимат умывает руки, крестьяне жалуются на нас. А мы, операторы, не знаем, что делать. Мы крайние получаемся?».

Руководитель ТОО «Вишневская нефтебаза» Владимир Бехтольд:«В марте действовало сразу три цены на дизтопливо. В начале месяца стояла 194 тысячи за тонну с завода, после падения нефти закупочная стоимость снизилась до 184. А еще через 10 дней объявили о 174 и поручили продавать крестьянам по 165 тенге за литр.

В итоге у нас на нефтебазах топливо с разной закупочной стоимостью, реализовывать которые по «рекомендованной» цене означает закопать бизнес собственными руками.

Конечно, мы обращались за помощью к местным властям. Писали обращения. Но ответ пришел такой: «Продавать только по 165». Мы обращались и к руководству нефтезаводов. Они ответили следующее: «Мы вам отгрузили. К нам не обращайтесь».

А крестьяне брать дизель, который мы купили в марте не хотят. Требуют либо по 165, либо расторжение заключенного контракта.

Но ведь при продаже первых партий, закупленных по 194 тыс. тенге, мы теряем с тонны по 20 тысяч, со второй партии — по 10».

Директор ТОО «Агроцентр-Атбасар нефтепродукт» Биржан Ризан: «У меня получается 20 млн убытков по мартовским объемам. Я в шоке сижу и не знаю, что делать. Крестьяне оперируют поручением главы государства и требуют ГСМ по 165. Наши нефтебазы полностью забиты, ведь ВПР в регионе еще не начались. Поэтому новые объемы смысла покупать нет – некуда сливать.

Мы ведь налоги платим, зарплаты, людей содержим. Нам тоже прибыль нужна. А с указанными ценами мы в минус уйдем. Мелкие предприятия вряд ли переживут такой стресс. Прекратят деятельность. Нас пугают проверками финпола, прокуратуры. Но зачем, если мы хотим честно заработать, а нас заставляют уходить в убыток? Чтобы все работали с прибылью, нужно было удешевить закупочную стоимость от завода сразу».

Директор ТОО «Топливная компания Арна» Алмас Молдабаев: «В апреле нам выделили по сниженным ценам топливо, и мы готовы с ним работать. Но мартовские объемы дороже, и мы не успели их продать. Что же делать с ними? Крестьяне не выкупают имеющееся топливо в регионе. Мы только «за» закупать по 177 тыс. тонну у завода и отдавать по 165 тенге за литр крестьянину. Но покупали то мы и по 194, и по 186. Что делать с этим топливом? Почему мы должны от этого нести финансовые потери?

Акмолинской области тяжелее всего. Рядом только павлодарский завод. Привезённое ГСМ из Шымкента и Атырау тоже выходит дорого. Его себестоимость поднимается до 167. Потребность региона для проведения ВПР – 70 тыс. тонн. Павлодарский завод выделяет нам всего 30 тыс. Остальные покупать с высокой себестоимостью на юге? Это бизнес?

Власти области заставляют нас продавать по 165… От акмолинцев поступало письмо Министерству энергетики, с просьбой снизить для нас закупочную цену с заводов Шымкента и Атырау до 170 тысяч тенге за тонну. Тогда мы смогли бы без убытков торговать топливом. Ведь транспортировка 1 литра ГСМ с тех регионов к нам в область обходится операторам в 20 тенге. А возим мы до 40 тысяч тонн. Но в прошении нам отказали…

Выполнять поручение – терпеть убытки. Экономика какого предприятия сможет это делать безболезненно?

В итоге заводы заработали, продав свое топливо по 194 и 186 тенге. Крестьяне получат льготное по 165. А операторы обанкротятся».

Сегодня мы поговорили с операторами ДТ Акмолинской области. В ближайшее время Минсельхоз подготовит комментарий, который, как надеются бизнесмены, внесет ясность в ситуацию. А затем последуют действенные меры, которые не позволят компаниям поставщикам топлива стать банкротами.

Поделиться:

Похожие статьи