Союз независимого АвтоБизнеса направили Токаеву предложения по утильсбору
Союз независимого АвтоБизнеса Казахстана направил Президенту Косым-Жомарт Токаеву предложения по утилизационному сбору. Редакция журнала БОСС-Агро публикует полный текст письма. О дальнейшем развитии ситуации читайте на сайте bossagro.kz. Следите за новостями.
Уважаемый Касым-Жомарт Кемелевич!
Мы, нижеперечисленные отраслевые союзы и ассоциации, обращаемся к Вам по рассматриваемому в Мажилисе Парламента проекту Экологического кодекса. Наши ассоциации представляют тысячи предприятий из разных сфер деятельности, обеспечивающие работой сотни тысяч рабочих мест.
В своем Послании народу РК Вами было озвучено: «Госрегулирование может быть оправдано только защитой здоровья граждан и экологии».
Несмотря на вышесказанное, в Экологическом Кодексе смешиваются понятия экологии и стимулирования производства. Большая часть денег, взимаемых с помощью утильсбора на автотранспорт, сельскохозяйственную технику и кабель, направляется на поддержку нескольких избранных предприятий.
Госрегулирование носит ярко выраженный избирательный характер. Ущемляются права многих компаний, резко ограничивается конкуренция. Данная мера обосновывается развитием промышленности, однако на практике, декларируемые благие намерения приводят к обратному эффекту.
Рассмотрим на примере утильсбора на автотранспорт, введенного в 2016 году:
- Спустя 5 лет автопроизводители до сих пор не преодолели стадию базовой сборки.
- Встречные обязательства автопроизводителями не выполняются, что видно на примере расторжения Соглашения МИИР РК к АО «Азия Авто». Согласно материалам в СМИ, объем субсидий и льгот только этой компании составляет 600 млрд. тенге.
- Значительно выросли цены на автотранспорт. На наиболее востребованные недорогие модели утильсбор составляет около 20-30%! Сверх этого благодаря лоббистам была введена оплата за первичный учет в размере 1.5 млн. тенге.
- Страдает МСБ и население. Согласно данным www.stat.gov.kz автопарк в РК после 2016 г. стареет, а также перестал расти и обновляться (приложение №1).
- Старение автопарка вызвало увеличение количества вредных выбросов в атмосферу. Налицо вред экологии, вместо декларируемой защиты окружающей среды.
- Количество работников, стимулируемых за счет утильсбора «заводов», исчисляется сотнями. Количество пострадавших исчисляется миллионами людей — это столкнувшиеся с барьером доступности автомобилей население и МСБ, а также десятки выдавленных из этой сферы и закрывшихся компаний.
Проблемы АПК после введения утилизационного сбора на сельхозтехнику:
- Резко выросли цены на сельхозтехнику. Увеличение цены составляет до 31%! (приложение №2),а за 6 лет рост в 2-3 раза, причем отечественная сборка растет в цене даже быстрее, несмотря на то, что она освобождается от НДС и пошлин, а на производительную сельхозтехнику введен НДС.
- Скорость обновления парка техники упала, планы расширения откладываются.
- Производство сельхозтехники остается на зачаточном уровне – местная сборка покрывает не более 30% потребности в количестве и 5% в ассортименте. Подсчет локализации искаженный. Зачастую, техника приходит в РК уже полностью собранной.
- Имеет место дискриминационный подход в выборе получателей стимулирования от Оператора РОП. Введено барьерное требование к новым заводам о том, что соглашения о промышленной сборке могут заключаться только с компаниями, построившими полноценный завод с линиями сварки и покраски. Для действующих заводов такого требования не было, и нет. То есть, созданы монопольные условий для узкого круга компаний, где аграрии оказались жертвой интересов (приложение №3).
- Дальнейшее повышение цен на продукты питания и прочие факторы, не были просчитаны авторами утильсбора на сельхозтехнику.
Утильсбор на кабельно-проводниковую продукцию (КПП) является самым сомнительным с точки зрения защиты экологии, ввиду отсутствия кабельных отходов на свалках ТБО.
- Факт отсутствия кабеля на полигонах ТБО признает даже ТОО «Оператор РОП», как и то, что предприятий по утилизации кабеля тоже не может быть.
- В нормативно-технической документации не существует понятия «экологически безопасной кабельно-проводниковой продукции».
- Введение утильсбора вызвало разногласия среди отечественных производителей КПП, из-за, явно дискриминационных Правил стимулирования, и других рисков.
- Введение ограничений на импорт кабеля из России вызовет ответную реакцию в виде зеркальных мер, закрывающих рынок РФ для экспорта казахстанской продукции.
- Введение утильсбора неминуемо приведет к увеличению стоимости кабельно-проводниковой продукции. Пострадает бюджет, строители, предприятия всех отраслей, население
- В случае принятия данной нормы, произойдет значительное сокращение рабочих мест и череда банкротств предприятий, связанных с производством, монтажом и поставками КПП.
Расходование средств утилизационного сбора
Расходование денежных средств, получаемых за счет утильсбора производится ТОО «Оператор РОП» по своим собственным правилам. Ни один государственный орган не уполномочен контролировать и определять порядок использования этих денег.
Утильсбор на автотранспорт, сельхозтехнику и кабель приводит к значительному ухудшению экономического положения тысяч компаний, сотен тысяч работников и миллионов потребителей. При этом выгоду получают только единичные представители в каждой отрасли.
Учитывая важность принятия нового Экологического кодекса, а также текущего экономического кризиса, просим поддержать нас и поручить Правительству РК:
1) Исключить из проекта Экокодекса нормы по использованию средств утилизационного сбора на стимулирование производств сельхозтехники, кабеля и автомобильных производств;
2) Установить новые ставки утилизационного сбора в размере, необходимом исключительно для утилизации, без расходов на стимулирование производств.
3) Установить в проекте Экокодекса РК порядок расходования средств утилизационного сбора, а также контроль со стороны уполномоченного государственного органа.
4) Исключить самоходную сельхозтехнику из расширенных обязательств производителей либо включить ее в систему собственного сбора, транспортировки и утилизации поставщиками и производителями (обоснование в приложении №3).
Приложение №4- Сравнительная таблица с предложениями по Экологическому кодексу.
С уважением, от имени
ОЮЛ и ИП «Союз Независимого АвтоБизнеса Казахстана», член Комитета МСБ НПП «Атамекен», 8-705-982-18-32
ОЮЛ «Мясной союз Казахстана», тел. 8-777-777-57-89
ОЮЛ «Союз картофелеводов и овощеводов Казахстана», тел. 8-701-566-73-98
ОЮЛ «Союз полеводов Казахстана», тел. 8-707-232-33-93
ОЮЛ «Союз производителей кабельной продукции Казахстана», тел. 8-778-188-15-52
ОЮЛ «Союз обрабатывающей промышленности», тел. 8-701-090-77-50
ОИП и ЮЛ «Ассоциация практикующих экологов», тел. 8-702-912-85-25
ОЮЛ «Ассоциация торговых предприятий», 8-705-264-57-90
ОЮЛ «Ассоциация прямых продаж Казахстана», 8-777-215-81-79
ОЮЛ «Ассоциации производителей безалкогольных напитков и соков Республики Казахстана», 8-701-713-28-68
Председатель Правления
ОЮЛ и ИП «Союз Независимого АвтоБизнеса Казахстана»,
член Комитета МСБ НПП «Атамекен»