Утилизационный сбор внесенный в экологический кодекс приведет к удорожанию продукции для простых казахстанцев
Бизнес и общественность негодуют по поводу введения утилизационного сбора, а правительство гнет свою линию говоря, что он нужен. Кому он нужен и кому принесет пользу эта мера пока не ясно, но точно не простым казахстанцам доходы которых и так оставляют желать лучшего.
На 28% в 2020 г. подорожала сельхозтехника, как следствие введения утильсбора, до 5,5 млн тенге доходят сборы на автотранспорт, 5% от стоимости – ожидается введение сбора на кабель. Все это ложится в стоимость товаров для конечного потребителя. Утилизационный сбор — это дополнительный налог, уплачиваемый во внебюджетный фонд, расходы которого вне контроля общественности, а ставки многократно завышены. В этой связи ряд бизнес-ассоциаций, депутаты Парламента РК выступили с инициативой изменить нормы Экокодеса РК.
«В новый Экологический кодекс вводится утильсбор в том виде, в котором он не обновляет машинотракторный и автомобильный парк с улучшением экологии, а наоборот приводит к его старению, создает тенденции монополизации, ведет к беспрецедентному росту цен. Утильсбор бесконтролен и неподотчетен обществу и органам власти», — заявил в своем выступлении депутат Мажилиса Парламента РК, председатель Союза промышленников и предпринимателей «Ел тірегі» Нуржан Альтаев.
При этом мировая практика показывает, что казахстанские тарифы на утилизацию автомобилей и техники многократно превышают средние ставки за рубежом. «В Германии утильсбор для легковых автомобилей составляет порядка 100 евро (производитель закладывает эту сумму в стоимость каждого автомобиля), в Нидерландах — 45 евро», — отметил основатель организации «EcoNetwork» Евгений Мухамеджанов.
По данным члена Комитета МСБ НПП «Атамекен» Берика Заирова утильсбор на легковой автомобиль с объемом 2000 см³ утилизационный сбор составляет 1.4 млн тенге. В развитых странах утилизационный сбор не более 100 000 тенге.
«Обширный сравнительный анализ цен на автомобили Казахстана и других стран показали, что со многими странами свободной экономики у нас разница в ценах на авто от 50 до 100%», — отметил Берик Заиров.
В то же время сертификат за сдачу старой техники в Казахстане составляет всего 1-2 млн тенге, что при таких высоких ценах на новую технику не является стимулом аграриям сдавать свою машину, а наоборот при одновременно взимании столь высокого утиль сбора заставляет латать старую технику.
«В среднем размер сертификата составляет всего 2-3% от цены новой машины, не учитывая утиль сбор. Несоразмерность, неработоспособность и антиэкологичность этой программы очевидна, что подтверждают и цифры по старению парка и падению его прироста», — заявил глава Союза полеводов В. Асланов.
Этот же тезис подтверждает организатор ECO Network Евгений Мухамеджанов. Он так же отметил, что систему раздельного сбора можно организовать ближайшие 5 лет потратив только 2% от собранной ТОО «Оператор РОП» суммы.
Утилизационный сбор на сельхозтехнику отразится и на стоимости продуктовой корзины казахстанцев.
«Половина затрат агрохозяйств связана с сельхозтехникой. Отечественные заводы увеличили цены в 2.5 раза: трактор «Белорус» 5 лет назад стоил 3.1 млн., а в 2019 году — 7.5 млн. тенге (рост в 2.4 раза), в 2020 году — 8 млн. тенге. Отечественный «Есиль» (пр-во «Агромашхолдинг»), стоил раньше чуть более 20 млн., а в 2020 году — 68 млн. тенге. Списать все на рост курса рубля к тенге нельзя — рубль 5 лет назад стоил 4.8 тенге, а теперь 5.4, рост всего 11%», — рассказал заместитель председателя Союза фермеров КазахстанаЕрмек Абуов.
Сегодня утильсбор перераспределяет субсидии из отрасли сельского хозяйства в сборочные производства.
«Согласно расчетам, с аграриев в счет утиль сбора ежегодно будет взиматься 30-35 млрд. тенге. Ожидается, что еще 19 млрд. тенге аграрии могут переплачивать за счет роста цен на отечественную технику. Итого около 55 млрд. тенге будут взиматься с аграриев, тогда как на субсидирование покупок сельхозтехники в год уходит около 40 млрд. тенге на все виды сельхозтехники и 20% всего объема субсидирования АПК», — сообщает депутат Мажилиса Парламента РК Нуржан Альтаев со ссылкой на Анализ регуляторного воздействия в порядке альтернативы.
Доводы о развитии собственного сельхозмашиностроения несостоятельны. Ранее об этом сообщал первый зампред Народно-демократической патриотической партии «Ауыл»ТолеутайРахимбеков:
«В Казахстане 15 млн га посевных площадей при выработке на 1 комбайн 1-1,5 тыс. га необходимо 10-15 тыс. комбайнов. При темпах обновления парка 10% в год и сроке службы 10 лет годовая потребность 1-1,5 тыс. комбайнов. Экономика ни одного завода не выдержит таких объемов производства, это нерентабельно. Казахстану нужно поддерживать производство прицепного и навесного оборудования — плугов, сеялок, сенокосилок, пресс-подборщиков».
Более того, нет чёткого администрирования сборов на некоторую продукцию – например, кабель.
«Ставка утильсбора на КПП в размере 5% привязана к стоимости товара. У НПП Атамекен и у Оператора РОП нет понимания по администрированию утилизационного платежа. Каждый продавец на рынке может продавать один и тот же кабель по разной цене, таким образом, утильсбор также будет каждый раз разный, что противоречит законодательству», — сказал руководитель кабельного центра «Интеркоммерц» Владимир Ким.
В качестве сравнение спикер привел в пример Россию, где ставка утильсбора привязана не к цене, а к массе материалов и высчитывается по формуле.
«Если сравнивать один и тот же кабель, то размер утилизационного платежа в РК будет в 170 раз больше, чем в России», — отметил он.
Отсутствие четких механизмов администрирования и расходования собранных средств ведёт к непрозрачности и вызывает сомнения в эффективности трат.
«Всего за период с 2017 по 2019 годы ТОО “Оператор РОП” было собрано на утилизацию 220 млрд тенге. Согласно данных налоговой отчетности оператора, за этот период общий объем налоговых выплат составил свыше 26,6 млрд тенге. При этом, более 25,47 млрд тенге или 97,74% всех налоговых выплат пришлись на выплаты по корпоративному налогу на прибыль», — сказал член правления СПП “ЕлТірегі” Тимур Жаркенов.
Он добавил, что при действующей ставке по КПН в размере 20% чистая прибыль ТОО «Оператор РОП» за 2017-2019 год составила почти 102 млрд тенге.
«Маржинальность оператора – почти 50%, что в переводе на обычный язык означает, что каждый второй перечисляемый ТОО «Оператор РОП» тенге идет в карман ТОО. Эти средства от плательщиков введенного налога не поступают в бюджет, а находятся в распоряжении частной компании», — отметил он.
Коалиция бизнес-ассоциаций и общественности вносят следующие предложения по проекту Экологического кодекса РК:
1) Положения проекта кодекса, регламентирующие деятельность нац. оператора РОП, синхронизировать с принятием Национального плана по развитию конкуренции, в соответствии с посланием президента.
2) Исключить самоходную сельхозтехнику из расширенных обязательств производителей.
3) Исключить из проекта кодекса нормы по использованию средств утильсбора на стимулирование участников рынка.
4) Установить норму в Экологическом кодексе о формировании коэффициента утильсбора уполномоченным органом в сфере экологии только в размере, необходимом исключительно для утилизации с учетом стоимости получаемого после утилизации сырья.
5) Установить порядок расходования средств утиль сбора, а также контроль и подотчетность общественности.
6) Включить механизмы по организации альтернативной системы сбора, транспортировки и утилизации в отношении всех товарных позиций расширенных обязательств производителей.