В России хотят ввести жесткий контроль за применением лекарств в животноводстве
Добавлять лекарственные препараты в корма разрешат только производителям с лицензией на фармдеятельность по заявке ветеринарных клиник и животноводческих хозяйств. Предполагающий такие нормы законопроект разработал и опубликовал для обсуждения Минсельхоз. Предлагаемые новшества должны остановить бесконтрольное использование антибиотиков и других препаратов в животноводстве, считают парламентарии. Чем чревата «химия» в сельхозпродукции, разбиралась «Парламентская газета».
Если предложения Минсельхоза обретут форму закона, добавлять лекарства в корма смогут только те организации или индивидуальные предприниматели, которые производят корма и имеют лицензию на фармацевтическую деятельность. Но делать это они будут не по своему почину, а только по рецепту на препарат, требованию ветеринарной организации или организации, которая разводит, выращивает и содержит животных. Если таких документов нет, то и подмешивать лечебные вещества в корма запрещено. Перечень лекарств, в том числе для лечения инфекционных и паразитных болезней животных, которые разрешат отпускать по таким требованиям, составит Минсельхоз. Как должно выглядеть требование, тоже закрепят на федеральном уровне.
Эти меры должны помочь взять под контроль ситуацию с лекарствами, которые используют в сельском хозяйстве, считают парламентарии. Так, сами аграрии не будут иметь права подмешивать в корм что попало, пояснил «Парламентской газете» председатель Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике Алексей Майоров. По его словам, предлагаемые меры — важный шаг, чтобы отрегулировать рынок лекарств для животных.
«Мы должны понимать, какие препараты используют в ветеринарии, на что они направлены, какие могут быть последствия», — отметил сенатор.
Кроме того, как считает член Комитета Госдумы по аграрным вопросам Андрей Андрейченко, законодательное регулирование этого вопроса поможет отследить, как в продукты животноводства попадают препараты, которых там быть не должно.
«Предположим, во время проверки обнаружили препарат. Если лекарство выписал ветеринар, покажите рецепт. Если рецепт есть, ветеринару придётся объяснить, зачем препарат был нужен. А если лекарство было в корме, спросят с производителя корма, зачем он туда его добавил. И сам сельхозпроизводитель уже не сможет оправдываться тем, что корова сама что-то съела», — сказал он.
Важно в целом наладить контроль за этой сферой, уверен парламентарий. В том числе потому, что сегодня несложно купить контрафактные препараты, которые завозят из-за границы. В контроле нуждается и применение гормонов роста.
«Примерно понятно, до какого размера курица может вырасти за месяц, за два. А у нас есть производители, которые показывают бройлера, которому 30 дней, а выглядит он как полуторамесячный. Это тоже вызывает вопросы», — пояснил Андрейченко.
Ещё одна проблема — применение в животноводстве и птицеводстве антибиотиков. В июне Роскачество проверило цыплят-бройлеров пятнадцати производителей. В птицах не нашли опасных бактерий, но следы антибактериальных препаратов оказались в 10 видах товаров, причём на двух из них было написано: «без антибиотиков». Роскачество привело мнение заместителя руководителя Национальной мясной ассоциации Максима Синельщикова, который отметил, что следы лекарственных средств ветеринарного применения допускаются законодательством и не представляют риска для здоровья потребителей, так как их количество ничтожно.
Но депутаты с этим не согласны. Член Комитета по аграрным вопросам Павел Шишкоедов пояснил «Парламентской газете», почему неправильно говорить о ничтожности доз. «Например, корове вместе с кормом дают антибиотик, и в молоке оказывается его остаточный продукт. Предположим, в литре осталось 0,1 процента. По ГОСТу молоко проходит и его отправляют на молочный завод, чтобы изготовить масло. А чтобы получить килограмм масла, необходимо 22 литра молока. Таким образом, изначальные 0,1 процента, превращаются 2,2 процента. А мы же потом потребляем продукты с повышенным содержанием антибиотиков», — рассказал депутат. Поэтому бесконтрольно медицинские препараты давать животным нельзя — выписывать их должен только ветеринар, отметил он.
Производители же этим порой грешат — используют антибиотики не только для лечения животных, но и «на всякий случай», добавил Андрейченко. По его словам, эта проблема есть и в птицеводстве, и в сфере искусственного разведения рыбы.
«Какие антибиотики мы получаем с едой, никто точно сказать не может», — отметил законодатель.
В целом же предлагаемые Минсельхозом новации — один из шагов для перехода к органической сельхозпродукции, считает Андрейченко. На очереди — законопроект о госконтроле за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами. В аграрном комитете Госдумы уже порекомендовали палате принять документ.