Трудности жизни меня закалили: Андрей Тимофеев
В каждой профессии есть особенные, уникальные люди, отличающиеся от других своим отношением к окружающим людям, к труду, неуемностью характера своей натуры, социальной ответственностью. В сфере сельского хозяйства одним из таких людей является руководитель одного из самых успешных крестьянских хозяйств Жамбылского региона Андрей Тимофеев. Он отличный хозяйственник, организатор, словом – некабинетный начальник. Односельчане привыкли видеть его на полях или за рулем сельхозтехники в любую пору. За день он успевает ознакомиться с ходом посевной, побывать на отгонах, лично проверить состояние кошар, посмотреть достаточно ли там запасов кормов и воды.
Мы побывали в этом хозяйстве, побеседовали с его руководителем, поинтересовались проблемами и заботами сельхозтоваропроизводителя, вопросами обеспеченности кормами, ходом окотной и посевной кампаний, осмотрели условия содержания животных.
— Андрей Николаевич, прежде чем начнем разговор о развитии вашего хозяйства, расскажите о себе, о вашем детстве и юношестве.
— Я по национальности немец, родственники моей мамы во время Великой Отечественной войны были переселены в Новосибирскую область из Кубани. Вернуться в родные места не удалось, и семья моя решила обосноваться в Павлодарской области. Я родился в Баянаульском районе. В Джамбулскую области мы переехали, когда я был совсем маленьким. Рос без отца, о нем практически ничего не знаю. Когда мне было 55 лет, я вдруг решил найти своего настоящего отца. Писал в программу «Жди меня», к поиску подключились друзья и родственники. Бегал по различным инстанциям в поисках хоть каких-то сведений. В конце концов, я встретился со своим родным отцом Андреем Руди, спустя какое-то время он умер. Раньше я носил девичью фамилию своей мамы Эккерт, фамилия Тимофеев досталась от отчима, с которым мама познакомилась здесь, в селе Гродеково. Через два года мама рассталась с отчимом, он оказался уголовником. Ей уже с тремя детьми пришлось вернуться в Павлодарскую область. Помыкавшись там, мы перебрались в село Макбал Луковского района (ныне Каинды). А уже оттуда снова приехали в Гродеково.
Тяжело вспоминать детские годы. Детство мое было тяжелым, нечего было есть, помню, что частенько из-за голода голова кружилась. Спасали куры, на вырученные деньги от продажи яиц покупали продукты. Когда мама устроилась дояркой, жизнь стала потихоньку налаживаться. В целом, мама вырастила нас трудолюбивыми людьми. И время было такое, и порядок, заведенный в семье, не давал вырасти нам белоручками. Все мы помогали друг другу. Носили воду с колонки, работали по хозяйству, топили печку. Старшие учили младших, младшие помогали старшим. Эти трудности меня закалили, научили многому. Окончив восемь классов, я бросил школу и начал подрабатывать, чтобы помочь маме. Затем отучился на токаря в ГПТУ № 180 в Джамбуле. Год проработал в колхозе, а когда исполнилось 18 лет, был призван в ряды Советской Армии. Демобилизовавшись, два года проработал токарем в колхозе. А после меня позвали в тракторную бригаду, где по итогам каждого года меня объявляли передовиком. Затем я женился, родились дети.
— Что же было дальше?
— Однажды мой сосед Арнольд Костянкин предложил мне заняться выращиванием свиней на отгонном участке. Я не мог не согласиться, так как это перспективное дело, ведь свиноводство развивалось слабо, мясо свинины было очень дефицитным. Вложили в дело около 80 тысяч рублей, закупили 250 голов свиней, корма, оборудовали свинарник, а также купили бортовой УАЗ. Со временем закупили лошадей, коров и овец. Спустя семь лет началась в нашей жизни черная полоса. Мы неоднократно становились жертвами скотокрадов и разбойников. Однажды у нас украли всех овец, десятки лошадей. Это было в 1994 году. Затем начался развал. Было очень непросто. Неожиданно сменили председателя колхоза, и колхоз распался. Неожиданно мне предложили забрать бывшую животноводческую ферму, в которой я, будучи подростком, подрабатывал. На этом месте когда-то было отделение колхоза «XXII партсъезда», где содержали крупный рогатый скот, потом свиней, потом была звероферма. Я закупил несколько коров и постепенно увеличивал поголовье. Дело это было не одного дня и даже месяца. Вот тогда начинался новый этап моей жизни.
— Как сейчас обстоят дела в крестьянском хозяйстве? Как идет посевная кампания?
— Сложная экономическая ситуация отразилась и на состоянии дел в сельском хозяйстве. Но, не смотря на все трудности, мы достигли хороших результатов, как в растениеводстве, так и животноводстве. У нас трудятся 50 человек. Сейчас в хозяйстве содержатся 314 голов крупного рогатого скота, 307 свиней, 42 лошади и птицы. Все поголовье КРС черно-пестрой породы. Свинину и конину забирают постоянные посредники, бычков продаем на откорм. Есть 1500 гектаров пастбищных угодий, но находятся они очень далеко. Животных не вывозим, так как большие потери получали из-за скотокрадов, для которых скот в загонах был самой желанной добычей. Поэтому у нас КРС находится на стопроцентном стойловом содержании.
Корма производим сами. На площади 1175 гектаров выращиваю ячмень, пшеницу, лук, морковь, кукурузу, люцерну. В непростых условиях шла посевная кампания из-за частых дождей, но завершили мы ее благополучно. С наличием ГСМ, удобрений и семян проблем не возникало. На 2900 миллионов тенге приобрели солярку, по цене ниже рыночной на 25-30 тенге. Семена ячменя получаем сами, и аммофос свой. Благо техника необходимая есть, все в строю. У нас 15 тракторов «Белорус», два зерновых комбайна. В этом году купили прицепной комбайн, пригнали с Украины. Не так давно за 5,5 миллиона тенге также приобрели дробилку, теперь сами дробим зерно. Силос тоже закладываем сами.
После сбора урожая лук и морковь храним в своих двух складах с холодильным оборудованием. Каждое овощехранилище вмещает 150 тонн продукции. С тех пор как внедрили капельное орошение на 100 гектарах, стали ежегодно получать высокие урожаи. С гектара моркови мы получили 50 центнеров. К сожалению, продать ее не могли, из-за ограничений в связи с пандемией коронавируса. Большую часть полученного урожая пришлось выкинуть. Надеюсь, в этом году таких проблем не будет. Да и цена на морковь нынче хорошая – 4500 тенге за мешок. Говорят, через некоторое время стоимость дойдет до 6000 тенге.
Урожайность ячменя ежегодно не ниже 12 центнеров с гектара, кукурузы – до 100 центнеров. Из ячменя, пшеницы и кукурузы делаем комбикорма для своего поголовья. Еще докупаем 400 тонн отрубей, 1500 тонн свекольного жома и тыкву для скота.
— Между тем главным направлением хозяйства является производство и переработка молока. Что скажете об этой отрасли?
— В молочном цехе производим молоко, айран, сметану, сливочное масло, творог двух видов, курт, чечил, брынзу, сулугуни. В день перерабатываем 250 литров молока. За сутки получаем 200 литров кефира, 110 литров сметаны, 120 килограммов творога, 500 штук курта, пять килограммов сливочного масла. Свою продукцию поставляем в магазины по всему региону, сотрудничаем с 25 торговыми точками. Есть собственный магазин, где продаем только свою продукцию под брендом «Тимофеев продукт». В целом, дела идут неплохо. Несмотря на пандемию, производительность увеличили на 15 процентов.
— Сейчас большое значение придают модернизации, внедрению передовых технологий и инноваций в агропромышленный комплекс. Что сделано в этом направлении?
— У нас вся продукция изготавливается практически в домашних условиях. Закупил все необходимое современное цифровое оборудование, но сотрудники отказались работать с ним, они против автоматизации рабочего процесса в хозяйстве. К примеру, по совету местных исполнительных органов приобрел доильные аппараты, но наши доярки были против новшеств, им удобнее работать вручную. Восемь доярок ежедневно доят 180 коров. Пришлось отказаться от современных установок. Зато качество у продукции высокое. Цену на продукты не поднимаем. Однажды молоко решил продавать в бутылке, а кефир в тетрапак-упаковке, пришлось стоимость увеличить на 40 тенге. Тут же стали поступать звонки от постоянных покупателей с просьбами, как и раньше, продавать молоко в пакетах. Для нас желание клиентов превыше всего.
— Зимовка, последующая окотная кампания – это самая ответственная пора для животноводов. Возникали ли трудности?
— Сейчас идет кропотливая работа. Окотная кампания началась у нас с конца февраля и продолжится до мая. Мы получили 130 ягнят от сотни овцематок. Планируем еще получить приплод по мелко-рогатому скоту 40 голов. В кошаре ягнята распределены по группам, в «ясельной» группе — ягнята-трехдневки, в «старшей группе» находятся недельные, когда они начинают делать первые шаги, сразу же отправляем их со всеми за подножным кормом на пастбища. Сам окот проходит в загоне на свежем воздухе. Каждого доставляем из степи в кошару, иначе замерзнут. Только началась весна, земля еще не прогрелась, поэтому действуем быстро, чтобы новорожденные не продрогли. Им нужен уход, подкорм, стойловое содержание.
Зимовка прошла крайне тяжело. Только благодаря своевременно принятым мерам, удалось избежать потери поголовья. Заготовленного на зиму корма не хватило, пришлось докупать 5000 тюков сена. И без того сложную ситуацию усугубило удорожание кормов. Никогда еще тюк сена в регионе как сейчас не стоил 1600 тенге. Представьте, в день у нас уходит 100 тюков люцерны, семь тонн силоса. Фермеры понесли большие затраты на заготовку запасов. В сложной ситуации оказались практически все хозяйства в регионе.
Так же, читайте: В Алматинской области завершается окотная компания
— Андрей Николаевич, вас по праву можно назвать крупным меценатом. Вы традиционно финансируете проведение различных мероприятий, оказываете на постоянной основе поддержку местным спортсменам, деятелям культуры. Кроме того, ежегодно становитесь спонсором образовательной акции «Дорога в школу». На мой взгляд, в числе наиболее значимых благотворительных дел за последние два года – строительство домов малообеспеченным семьям. Говорят, что вы еще даже дарите нуждающимся односельчанам скот.
— Стараюсь оказывать финансовую поддержку тем, кто в ней нуждается. Это помощь по велению души. В текущей ситуации с пандемией коронавируса помощь нужна очень многим людям. В тяжелом положении находятся предприниматели, крестьяне и обычные люди. В Жамбылском районе немало семей без жилья и работы. Но прежде чем делать пожертвования я должен понимать, во что вкладываю деньги. Я ежегодно запрашиваю у местного акимата список детей, которых действительно нужно собрать в школу. Мы с женой сами везем их в магазин, чтобы они самостоятельно могли выбрать себе одежду, обувь и канцелярские товары. Школьники укладывали канцтовары в ранцы, примеряли одежду, в их глазах стояла такая растерянность. Родители объяснили, что это был шок, столько вещей ребенок никогда не получал в подарок. Вы бы видели, как дети радуются новому спортивному костюму и кроссовкам. Есть и те, для кого даже новые носки – событие. Вообще, инициатором всех благотворительных дел является моя супруга. Говорят, за каждым успешным мужчиной стоит его великая женщина. Это утверждение верно на все сто процентов. В целом, я считаю, что благотворительность — это долг каждого человека.
— Все ваши заслуги не остаются незамеченными. Стены вашего кабинета украшают различные грамоты, благодарственные письма. Расскажи о них подробнее.
— Я являюсь Почетным гражданином Жамбылского района, членом Общественного совета и совета аксакалов. В 2017 году был удостоен звания «Меценат года Жамбылского района», в 2018 – «Меценат года Жамбылской области». Два года назад я стал победителем конкурса «Лучший сельхозтоваропроизводитель Жамбылской области в сфере животноводства».
— Благодарю за интересную беседу!
Для справки:
Окотная кампания в регионе в самом разгаре. По данным облсельхозуправления, овцеводы этой весной ждут пополнения поголовья почти на 1,8 миллиона ягнят. Всего в регионе насчитывается 2,877 миллиона голов овец, из них подлежит окоту 2,158 миллиона голов овцематки. Они уже принесли 181 559 голов ягнят.
Было заготовлено на зимовку 1,726 миллиона тонн сена, 66 тысяч тонн сенажа, 60 тысяч тонн силоса, 124 тысяч тонн соломы. Остаток грубых кормов на сегодняшний день составляет 25-30 процентов из общего объема заготовленного корма.
В прошлом году поголовье овец составляло 2,5 миллиона голов. В этом году уже насчитывается 2,8 миллиона. Основная доля мелкого скота приходится на районы Т. Рыскулова, Кордайский, Таласский и Сарысуский.
Параллельно идет отел лошадей и крупного рогатого скота. Из поголовья КРС приплод составляет 32,8 тысяча телят, лошадей – 1238 жеребят. В прошлом году численность КРС составляла 423 тысяч голов, лошадей – 135 тысяч. Ожидается, что хозяйства достигнут 95 процентов приплода КРС и 65 процентов жеребят.
Посевная кампания идет в штатном режиме. Аграрии уже засеяли 25 тысяч гектаров многолетних трав (74,6 процента площади от плана), 18 тысяч гектаров овощей (41,5 процента), 7,5 тысячи гектаров масличных культур (12,7 процента), 521 гектар сахарной свеклы (8,7 процента), 2,7 тысячи гектара бахчевых культур (17,6 процента), три тысячи гектара картофеля (26,4 процента), 924 гектаров кукурузы на зерно (4,6 процента) и шесть тысяч гектаров однолетних трав (18,2 процента). Посевные площади увеличились под все вышеперечисленные культуры.
Сев многолетних трав полностью завершили в Кордайском, Меркенском, Мойынкумском районах и городе Таразе. Масличные и бахчевые культуры, а также овощи пока посеяли только аграрии Мойынкумского района.
Лола Нурматова