Минсельхоз Казахстан актуализировал госпрограмму

19.07.2018 6 955
В Жамбылской области разработали карту модернизации

В программу развития агропромышленного комплекса внесен ряд изменений. На чем поставлены новые акценты и какие дополнительные инструменты появились у аграриев страны, читателям «КазахЗерно.kz» рассказал Арман Евниев, первый вице-министр сельского хозяйства РК.
Традиционно, госпрограммы разрабатываются сроком на пять лет — не только в сельском хозяйстве, а в любой отрасли. Но в случае с АПК это создаёт сложности, поскольку цикл любого инвестиционного сельхозпроекта длится намного дольше, чем четыре-пять лет. Поэтому, при актуализации госпрограммы развития АПК РК был использован инновационный подход.
— Госпрограмма предполагает расчет потребности в финансовых ресурсах, в том числе бюджетных, — поясняет Арман Евниев. — И когда мы идём защищаться в правительство и в парламент, мы не можем показать реальных впечатляющих результатов, амбициозных показателей, которые реально достигнуть за этот период. Потому цикл в животноводстве — он больше пяти лет. Чтобы инвестиции окупились, нужно не менее десяти лет. Это «выстрелит», даст результат, но нужно подождать.</em
А у нас горизонт госпрограммы — 2021 год. Вот и получается разбалансировка. Тот результат, который мы можем показать в 2021 году — он не впечатляет, и нам сложно убедить правительство выделить под него ресурсы. Выход мы нашли в том, что госпрограмму определили некой платформой, на которую накладываем более детально проработанные отраслевые инвестиционные программы. Они — уже десятилетние. В частности, уже презентована программа развития мясного животноводства до 2027 года. И в ней мы уже можем показать, какие показатели будут достигнуты за оптимальный период реализации. Аналогичные программы будут разработаны для овцеводства, птицеводства, производства молока и так далее.
У банкиров есть такой термин — недофинансирование. И в первом варианте (пятилетнее планирование) сельхозотрасль всё время недофинансируется, на что постоянно обращают внимание крестьяне. Минсельхоз вроде бы всегда и готов был дать больше денег, но не мог. Из-за этого не получалось достичь максимального эффекта от вложений. А новый подход эту проблему решает.
Инновацию Минсельхоза поддержали и правительство, и парламент. Так что, отныне госпрограмма на 2017-2021 годы — это только первый этап развития АПК. Да, определённые результаты за этот период будут достигнуты. Но окончательный итог будет подводиться за десятилетие, в 2027 году. Напомним, основной индикатор по животноводству — увеличить производство мяса с 600 тыс. до 1,6 млн тонн в год, создав еще 80 тыс. семейных ферм вдобавок в 20 тыс., имеющимся на нынешний момент.
Благодаря новому подходу аграрная отрасль получит более реальное планирование, что обеспечит стабильность и последовательность в развитии. Ведь бизнесу теперь видно, что собирается делать правительство, какая у государства аграрная политика, куда она идет, на какие параметры нужно выйти.
— Это всё равно, что при строительстве города разработать генплан, на котором понятно, где какие кварталы, дороги, здания и сооружения, — приводит сравнение Арман Евниев. — Наша госпрограмма — это такой генплан.
Причём, чтобы быть последовательным до конца, Минсельхоз затронул и смежные сферы, критически важные для развития сельского хозяйства. Ведь проблемы есть в производстве сельхозтехники, химической промышленности, а также строительстве дорог, подготовке кадров, прокладке интернета, и многом другом. Все эти вопросы нужно решить, чтобы выполнить поручение главы государства и поднять производительность труда в АПК в 2,5 раза.
— Современный комбайн — это как самолёт, и механизатор должен иметь соответствующую квалификацию, чтобы им управлять, — говорит первый вице-министр. — Также нужны грамотные механики, чтобы его ремонтировать, обслуживать, поддерживать в работоспособном состоянии. Плюс, нужен целый ряд других специалистов — от агрономов до зоотехников. Чтобы такого качества профессионалы были готовы жить в селе, да еще со своими семьями, там должны быть созданы все условия — от наличия связи и качества дорог до образования и здравоохранения высокого уровня. Элементарно, в селе должны быть кафе и кинотеатры, куда можно сходить с семьей. Огромное количество казахстанцев, 43% населения, живет в сельской местности. И им нужно обеспечить высокое качество жизни. Для нас, Министерства сельского хозяйства, немаловажно, чтобы все эти вопросы были решены. Поэтому в актуализированный вариант госпрограммы развития АПК РК на 2017-2021 годы  мы включили этот раздел. Его там не было, но мы его внесли.
Правительство Минсельхоз в этом поддержало, план одобрило. Так что теперь получается, что на генплан (госпрограмма) уже есть и отраслевые инвестиционные программы, и смежные программы, межотраслевые, для решения всех обозначенных проблем. Есть и третья группа программ — региональные. С каждой областью аграрное ведомство начинает работать в конкретных направлениях.
Что касается денег на финансирование всех этих планов, то Минсельхоз рассчитывает не только на госбюджет. Есть расчёт на то, что на каждый вложенный государством тенге придёт четыре тенге с рынка. Потому что бизнесу сейчас понятна перспектива, транснациональным компаниям всё понятно, и они  готовы инвестировать в развитие АПК и развитие сельских территорий.
— И конечно, мы меняем направления, по которым будем распределять бюджетные средства, — отмечает Арман Евниев. — В госпрограмме чётко обозначено, что мы отказываемся от так называемых товарно-специфических субсидий, всех этих выплат на гектар, килограмм, литр. С бизнесом мы это обговорили и пришли к пониманию. Потому что, во-первых, это сложно администрировать. Во-вторых, никакого бюджета на это не хватит.  И самое главное, такой подход напрочь убивает предпринимательскую инициативу: фермер уже не смотрит,  что ему выгоднее производить, что он сможет продать. Все смотрят только на то, за что можно получить субсидию. Поэтому цена ошибки чиновников становится непомерно высока, когда они через субсидии стимулируют на производство конкретного вида сельхозпродукции.
У Минсельхоза сейчас другой подход: не указывать, не диктовать через субсидии, чем кому заниматься. А дать возможность аграриям самим определять, что для них выгоднее. И получать под это финансирование. Инструментов господдержки два: инвестсубсидии в размере 25% от вложений, а также субсидирование ставки по кредиту в банке второго уровня.
— Причём, мы пришли к тому, что инвестсубсидия может служить первоначальным взносом по кредиту, — отмечает Арман Евниев. — Эти два инструмента помогут решить много проблем в финансировании отрасли. По сути, сейчас без собственных денег можно начать свой проект в сельском хозяйстве.
фото с сайта kazakh-zerno.kz

Поделиться:

Похожие статьи