Костанайские селяне вынуждены пустить под нож молочных коров

17.08.2022 1 423
коровы на пастбище

В Костанайской области селяне бьют тревогу и планируют осенью пустить под нож молочных коров, за счет которых многие имели хоть небольшой, но стабильный, а некоторые и единственный заработок. Сегодня люди не знают, что купить на деньги, вырученные от сдачи молока, корм для животных или продукты для себя. В мае селяне создали группу в мессенджере, запустили петицию с просьбой повысить закупочную стоимость молока, которую на 14 июня подписали 1300 человек. И записали видеообращение к президенту страны.

Власть на местах не слышит или не хочет слышать

Устав от обещаний власти, селяне создали группу в одном из мессенджеров, в которой и началось обсуждение вопроса о необходимости поднятия закупочной цены на молоко. Только за первые два дня с момента ее открытия в нее вступили более 400 человек. И ее география расширилась с одного до трех районов. Как отметил ее организатор Сийткан, люди доведены до крайности. В мае, когда открылась группа, литр молока у населения закупали по 120 тенге, а в магазинах Костаная молоко жирностью 2,5% стоит от 300 тенге, а пока оно доезжает до районных центров и сел, его цена вырастает до 400-450 тенге. Причем, как отмечают селяне, цена закупа в 110 тенге не менялась с 2018 года и только после долгих хождений людей по разным инстанциям, в начале этого года ее повысили всего на 10 тенге, а главная составляющая в себестоимости продукта — корма увеличились в цене сразу в два-три раза.

Уже несколько лет подряд из-за засухи и неурожая стоимость кормов в регионе растет в арифметической прогрессии. Многие селяне в этом году с трудом вытащили коров с зимовки: из-за некачественных кормов скот болел и падал на ноги. Кого успевали, отправляли на вынужденный забой.

«Вопрос о необходимости повышения закупочной цены на молоко мы поднимали в своих селах, но в ответ в акиматах нам отвечали, что никто повышать ее не будет», — таким был общий смысл высказываний жителей разных сел.

В итоге селяне решили собирать подписи под обращением к руководителям перерабатывающих заводов. Также хотят отправить письма в акиматы районов и различные инстанции. Многие участники группы высказывали намерения идти на прием к акиму области, потому что на местах население не слышат. И кроме письма с просьбой, под которым за несколько дней подписалось около 1000 человек из трех районов, селяне подготовили видеообращение для акима региона и президента.

Мы выживаем вместе со своими коровами

Жительница села Московское Костанайского района Марина Климович держит семь коров. И отмечает, что с каждым годом содержать подворье становится все сложнее. Причем не просто жалуется на сложности, но и приводит в подтверждение расклад по затратам.

«На наше поголовье в среднем покупаем восемь телег сена. Стоимость одной — минимум 80 тысяч тенге, получается, что только на сено уходит 640 тысяч тенге. Кроме этого, нужно на подстилку солому покупать, а маленький тюк стоит 350 тенге. Тонна ячменя – 90 тыс. тенге. А на мое поголовье нужно 7 тонн ячменя, чтобы его можно было дробить и кормить коров. Почти 4 года стоимость закупа молока была 110 тенге, в начале зимы добавили 10 тенге. Но если реально посмотреть, то сегодня нужна цена не меньше 180 тенге за литр», — рассказала Марина Климович.

По словам Марины, сегодня люди, которые не могут купить ячмень, покупают отруби, но они пустые, как пыль, в них нет никакой питательности. Но, чтобы поддержать животное в их рацион надо что-то добавлять. В селе отруби стоят 1750 тенге за мешок. В нем всего18 килограмм, и если разделить его на 7 коров, это будет смешно. А кормить животных надо и утром и вечером.

«Мы чистим навоз, тратим свои силы и здоровье, и получается, что мы выживаем вместе со своими коровами. Когда нет выпаса, животных нужно кормить три раза в день и все корма улетают. На одну корову приходится от 4 тонн сена и больше. При такой стоимости молока это совсем не выгодно. У нас покупают хорошее молоко с жирностью 4% и выше, а потом его разбавляют до 2,5%. А нас постоянно гоняют за жирность», — добавила женщина.

Отчитайся за каждый литр, а поддержки никакой

Как отмечали селяне, у многих из них нет работы, они живут только за счет подворья. Встают в 4-5 утра, отправляются в сараи кормить и доить своих буренок. А переработчики молока, по их мнению, уверены, что люди будут отдавать молоко по любой цене, потому что другого выбора у них нет. Либо сдать сырье и получить хоть какую-то копейку, либо остаться без средств к существованию. В непростой ситуации оказались и небольшие фермеры, которые решили сами себя трудоустроить, взяли кредит, закупили животных и первые годы даже были в небольшом, но плюсе. Сегодня они уже переживают о том, что если цена на молоко не поднимется, им придется пустить поголовье под нож.

Житель села Ворошиловка Карабалыкского района Алуфсад Джаббаров раньше с семьей жил в районном центре, но найти хорошую работу у него не получилось. Вот и взял глава семейства в 2018 году кредит на развитие молочного направления и сегодня держит 22 коровы. Первые два года все было нормально, цена молока постепенно повысилась с 90 до 100-110 тенге. И корма были доступными: сено покупали по 4-6 тысяч тенге за тонну. Денег от продажи молока хватало, чтобы и кредит перекрыть и жить. Сначала на маленькой ферме было даже несколько рабочих, которые помогали по хозяйству, сегодня все заботы легли на плечи супругов.

«С каждым годом корма становятся все дороже, засуха прошлого года еще больше усугубила ситуацию. Стоимость сена превысила 11 тысяч тенге, но мы купили его. А когда открыли рулоны, то внутри них кроме сена были палки, песок и земля. Естественно часть кормов пришлось выкинуть, а зимой докупать их на 3,5 миллиона тенге. Уже с августа удои резко упали, а в ноябре животные еще и заболели, много денег потратили на лекарства. Начали доить коров только в январе. Я сама их дою, веду бухгалтерию, плачу налоги. И получается, что все, что зарабатываем, мы тратим опять на корм», — поделилась супруга фермера Евгения Джаббарова.

По словам собеседницы, она не знает, что делать с деньгами, которые они получают за молоко, жить на них, платить кредит или покупать корма. С такой закупочной ценой на молоко и высокой стоимостью кормов, держать коров не выгодно, а кредит животноводам платить еще три года. И каждый проданный литр нужно пробивать по чеку.

«Как селянам жить? Закупочная стоимость не поднимается. Если в 2018 году мы сдавали молоко по 90 тенге, а в магазине оно стоило 170 тенге. То сегодня отдаем по 130, а в магазине его продают по 450 тенге и выше. В этом году цены на многие продукты и товары поднялись в 3-4 раза. Мы уже думаем о том, что может будет проще и легче зарезать весь скот, выплатить остатки кредита и забыть о разведении хозяйства. Ухаживать за коровами – это большой труд, который не ценится. Сегодня уже понятно, что если цена на молоко не поднимется, то осенью люди массово начнут сдавать животных на убой. Цена, которая бы позволила селянам и дальше держать молочный скот, составляет не менее 170-180 тенге», — отметила женщина.

В группе селяне из разных сел не раз писали, чтов прошлом году закупщики молока постоянно проверяли жирность сдаваемого молока. Она была от 4%, а летом достигала 5,8%, а вмагазином молоке она всего — 2,5%.

«Нам закупщики все время говорят, что надо поднимать жирность. А за счет чего мы должны ее поднимать? Летом выпас коров идет только на пастбищах. Многие утром выгоняют коров в поле, вечером загоняют, доят, утром опять выгоняют. О какой-либо подкормке даже речь не идет. На выпасах животные с мая по конец июля. А в августе уже вся трава выгорает. Кроме того, и пастбищ вокруг сел толком нет, все земли, которые раньше использовались для пастьбы, распахали», — утверждали селяне.

Делали все возможное

После того, как стали выходить материалы о требовании селян в СМИ управление сельского хозяйства и земельных отношений Костанайской области прокомментировало ситуацию.

«В связи с неблагоприятными погодными условиями и жесточайшей засухой в 2021 году в области сложилась низкая урожайность кормовых культур, что в конечном итоге привело к определенному росту цен на корма. Цена на сено в зависимости от районов составляла от 25 тыс. до 45 тыс. тенге за тонну. Для полного обеспечения потребности в кормах, для сенокошения использовались все виды сельскохозяйственных угодий, включая летние посевы на паровых полях, вдоль водоемов, неудобья, лесные массивы и другое», — отметили в управлении сельского хозяйства региона.

В ведомстве также добавили, что в 2021 году в юго-западных районах области наблюдалась тяжелая обстановка по обеспеченности грубыми кормами. Понимая важность данного вопроса и социальную направленность, сельхозформированиями области была оказана спонсорская безвозмездная помощь в виде выделения кормов для сельхозживотных: фермеры Мендыкаринского района направили в Житикаринский сено в объеме 120 тонн, узункольцы – району им. Б. Майлина 50 тонн. А также из Наурзумского в Денисовский отправили 50 тонн. Акиматы районов распределили полученные объемы сена малоимущим слоям населения: многодетным семьям, пенсионерам, ветеранам труда.

«Закупочная стоимость сырого молока от населения составляла до февраля текущего года порядка 110 тенге за литр, с февраля цена закупа повысилась на 10 тенге за литр. В настоящее время проведены переговоры с руководителями молокоперерабатывающих предприятий. В результате с 1 июня цена закупа молока увеличилась еще на 10 тенге и теперь составляет 130 тенге за литр», — пояснили в ведомстве.

Хотя уже 1 июня на одном из совещаний глава управления Тимур Бисимбаев рассказал, что для насыщения внутреннего рынка продуктами питания перерабатывающим предприятиям субсидируют затраты на закуп сырья для производства сливочного масла, сухого молока и сыра.

«В 2021 году субсидии были выплачены 5 молокоперерабатывающим предприятиям на сумму 1 млрд тенге. За счет реализации данной программы в прошлом году производство сливочного масла увеличилось на 31%, сыров и творога на 6,3%. В текущем году на субсидирование переработчиков в местном бюджете предусмотрено 700 млн тенге. Имеется дополнительная потребность в сумме 1,7 млрд тенге, соответствующая бюджетная заявка направлена в адрес Министерства сельского хозяйства РК», — отметил на совещании руководитель ведомства.

Интересен и тот факт, что перерабатывающие заводы с этого года закупают молоко на молочно-товарных фермах по 220 тенге, плюс фермеры получают от государства субсидии в размере от 20 до 45 тенге за литр, и в итоге получается сумма до 265 тенге за литр, а простые селяне получают всего 130. Понятно, что владельцы ферм вложили немалые суммы в строительство, возможно, и качество молока у них выше, но себестоимость получается ниже, чем у владельца ЛПХ.

Надо объединяться в СПК

В этой ситуации оказалась интересной позиция чиновников в районах. Хотя, по сути, они являются третьей стороной в споре. Но владельцы молокоперерабатывающих предприятий почему-то предпочитают общаться со сдатчиками молока через посредников, которыми являются закупщики молока или чиновники. Несмотря на остроту темы и готовящиеся обращения, объяснять свои проблемы открыто никто из переработчиков не стал. Да и чиновники не особо хотят вмешиваться в процесс и просто предлагают селянам создавать кооперативы. Только возникает один вопрос, на какие деньги им это делать, если сдача молока от буренок является единственным их доходом?

«Селянам надо объединяться в кооператив. В результате чего им будет субсидироваться по 20 тенге за литр молока. Конечно, им надо приобрести какое-то оборудование для закупа сырья и его хранения. Что-то вложить в уставной капитал СПК, зарегистрироваться», — отметил заместитель акима Карабалыкского района Ибрагим Бекмухамедов.

А в акимате Федоровского района заявили, что не могут вмешиваться в отношения переработчиков и производителей. Хотя за год в районе общая численность скота уже уменьшилась как минимум на тысячу голов. Сельчане боятся, что эта цифра может вырасти, если в этом сезоне корма снова подорожают.

«Когда СПК могли получать фуражные корма с учётом субсидий, то есть получали они от переработчиков зерна, скажем, фураж. А уже переработчики получали субсидии. То есть удешевлённые корма в конечном итоге получали сельские жители. Так было три года назад. Потом правила субсидирования поменяли. И вернёт ли прежнюю схему Минсельхоз, пока не известно», — подчеркнул руководитель отдела предпринимательства и сельского хозяйства Фёдоровского района Адылбек Уразбаев.

В свою очередь исполнительный молочного союза Казахстана Владимир Кожевников считает, что 130 тенге – это та предельная цена, которую сегодня могут дать переработчики, потому что они тратят слишком много ресурсов, чтобы довести разнобойное молоко от селян до стандарта.

«С одной стороны претензии людей понятны, но с другой у заводов есть определенные пределы, и никто в убыток себе работать не будет. Мы бы хотели, чтобы личные подсобные хозяйства объединялись в кооперативы или более крупные организованные хозяйства, но это достаточно сложно. Для этого нужно время, желание и поменять менталитет. Никто добровольно не хочет объединяться в кооперативы, потому что, с одной стороны, не создано достаточно экономических стимулов, с другой стороны, работает менталитет», — пояснил Кожевников.

В общем, круг замкнулся, но селяне надеются, что будет какая-то реакция на их обращение со стороны властей или переработчиков.

Татьяна Деревянко, Костанайская область

Поделиться:

Похожие статьи