Почти 9 млн га пастбищ не хватает ЛПХ для выпаса скота

17.01.2023 596
пастбища

Личным подсобным хозяйствам требуется дополнительно 8,9 млн га пастбищ для выпаса скота, об этом сообщил Ербол Карашукеев на заседании Правительства.

Согласно проведенному Министерством анализу и данным акиматов, в личных подсобных хозяйствах имеется 5,7 млн условных голов сельхозживотных подлежащих выпасу. Для их выпаса по предельно допустимым нормативам нагрузки на общую площадь пастбищ, требуется дополнительно 8,9 млн га пастбищ для выпаса скота личных подсобных хозяйств.

Во многом это связано с заметным увеличением поголовья сельскохозяйственных животных в личных подсобных хозяйствах. К примеру, только по КРС за последние 10 лет поголовье выросло на 7,7%. А в таких регионах как Туркестанская, Кызылординская, Жамбылская области темпы роста поголовья составили около 16%. В тоже время у организованных хозяйств в наличии имеется 5,9 млн условных голов сельхозживотных, то есть расчетный резерв пастбищ может составлять 30,4 млн га.

Так, из 17 областей республики дефицит пастбищ для выпаса скота личных подсобных хозяйств испытывают 15 областей, особенно в Туркестанской, Кызылординской, Алматинской и Атырауской областях.

«Очевидно, что при острой нехватке пастбищ населению, вопросы рационального и эффективного использования земельных ресурсов страны должны быть на первом месте. В связи с чем, за прошедший год государству возвращено 5,2 млн га неиспользуемых и выданных с нарушением сельхозземель, после принятия соответствующих мер землепользователи приступили к освоению своих сельхозземель на площади 1,85 млн га. Указанные показатели в 10 раз больше чем за аналогичный период 2021 года», — сказал Е. Карашукеев.

Глава ведомства отметил, что важнейшим аспектом в данной работе послужило снятие Главой государства Моратория на проверки в сфере земельных отношений 9 августа 2022 года, а также работы по совершенствованию государственного контроля за использованием и охраной земель.

В настоящее время Министерство приступило к исполнению поручения Главы государства по принятию мер в отношении дополнительных 5 млн га неиспользуемых земель до конца 2023 года.

Так, на основе данных космомониторинга по итогам 2022 года Министерством сформирован и утвержден в разрезе районов план по возврату 5 млн га неиспользуемых и выданных с нарушением сельхозземель на 2023 год.

Наряду с этим, Министерством совместно с МЦРИАП разработан и 16 января т. г. запущен геосервис jerkarta.gharysh.kz – интерактивная карта сельхозземель возвращенных в пользу государства. Тем самым, общедоступная интерактивная карта будет являться ориентиром гражданам для подачи заявления в МИО о предоставлении права на сельхозземли и послужит своевременному вовлечению в оборот неиспользуемых годами сельхозземель, а также обеспечению жителей необходимыми участками для занятия сельским хозяйством в целом.

Также следует полагать, что внедрение интерактивной карты в значительной мере даст социальный эффект, снизит махинационные процессы с земельными участками и положительно скажется на оценке населения к проводимой работе государственного аппарата по возврату неиспользуемых земель.

«В целях решения вопроса обеспечения местного населения пастбищами необходимо принимать комплексные меры. На сегодня из-за небрежного отношения со стороны собственников земельных участков и землепользователей, площадь эродированных и эрозионно-опасных сельхозземель составляет более 90 млн га, из которых 29,3 млн га фактически эродированы и не пригодны для дальнейшего использования. В связи с чем, проводятся мероприятия по предотвращению дальнейшей деградации земель, улучшению кормовых угодий, особенно вблизи населенных пунктов, совместно с местными исполнительными и уполномоченными органами», — сказал Е. Карашукеев.

Также, во исполнение поручения Главы государства с 2022 года проводится цифровизация сельхозземель на площади 205,4 млн га, что составляет 75% от всей территории республики 272,5 млн га. Цифровая сельхозкарта содержит все виды сельхозугодий, наполнена сведениями о контурах, дорожной сети, гидрографии, объектах инфраструктуры, а также будет содержать информацию о кормоемкости угодий, для решения проблем с пастбищами местного населения.

«Цифровая сельхоз карта с необходимым объемом информации будет завершена в конце 2024 года и будет подложкой для дальнейшего мониторинга перераспределения сельхозземель», — уточнил министр сельского хозяйства.

В целях решения вопросов предоставления пастбищ для удовлетворения нужд местного населения в рамках Закона РК «О пастбищах» местные исполнительные органы разрабатывают и утверждают Планы по управлению пастбищами сроком на 1 или 2 года, направленные на перераспределение незагруженных пастбищ организованных хозяйств для обеспечения выпаса скота населения.

На сегодняшний день из всех 188 запланированных Планов по управлению пастбищами действующими являются 148. Таким образом, на сегодня истекли сроки и акиматами ведутся работы по утверждению 40 Планов по управлению пастбищами.

В целях удовлетворения личного подворья населения пастбищными угодьями в 2022 году местными исполнительными органами приняты следующие меры:

  • путем включения прилегающих земель запаса к землям населенных пунктов расширены границы населенных пунктов на общей площади 421,2 тыс. га;
  • перераспределены местному населению из земель запаса – 2,4 млн га;
  • осуществлены трансформация сельскохозяйственных угодий в пастбища – 22,7 тыс. га;
  • для удовлетворения нужд населения в пастбищах было изъято 325,5 тыс. га земель.
  • зарезервированы 1,2 млн га земель.

В свою очередь Министерство сельского хозяйства также продолжает работы по совершенствованию государственного контроля за использованием и охраной земель.

Так, по инициативе Министерства разработан проект Закона по внесению изменений в Кодекс об административных правонарушениях по вопросам госконтроля за использованием и охраной земель, который в настоящее время находится на рассмотрении Мажилиса Парламента РК и 18 января текущего года будет вынесен на второе чтение.

Законопроект предусматривает внесение ряда существенных поправок в части:

  • усиления ответственности должностных лиц местных исполнительных органов, за нарушения земельного законодательства.
  • установление ответственности за незаконное сенокошение и пастьбу скота на землях населенных пунктов лицами, имеющими в собственности пастбищные и сенокосные угодья.

Министерством прилагаются максимальные усилия для принятия данных поправок до 1 полугодия текущего года.

Е. Карашукеев также подчеркнул, что вопросы доступности пастбищ для населения находится на особом контроле Министерства.

Поделиться:

Похожие статьи