Ситуация на зерновом рынке: анализ, опасения и перспектива

10.08.2023 2 968
Брифинг ЗСК по зерну

В Казахстане растут нерациональные запасы зерна и упущенные доходы аграриев, страна теряет традиционные рынки сбыта. Но в тоже время увеличивается объем импорта пшеницы из России. Какие проблемы и вызовы ожидают агробизнес и есть ли выход обсудили на брифинге в Астане, организованном Зерновым союзом Казахстана.

По расчетам Союза, по итогам сезона 2021/22 годов чистые остатки в конечных запасах пшеницы составляли 2,6 млн тонн, из них нерациональными уже считались 1,6 млн тонн. При средней закупочной цене в 140 тыс. тенге за тонну объем нереализованной пшеницы оценивался в 224 млрд тенге. По итогам сезона 2022/23 годов ожидаются чистые остатки в количестве 3,7 млн тонн, из них нерациональные — 2,7 млн тонн. С учетом нового урожая озимой и ранней яровой пшеницы, а также импорта пшеницы, поступающей на рынок в июле-августе 2023 года, конечные запасы текущего сезона, переходящие на сезон 2023/24 годов, могут составить до 6,3 млн тонн.

«Таким образом, по итогам текущего сезона при нерациональных запасах 2,7 млн тонн и средней закупочной цене в течение сезона 105 тыс. тенге за тонну объем нереализованной пшеницы оценивается в сумме 284 млрд тенге. В денежном выражении это в два раза превышает помощь Правительства в виде бюджетного кредита (140 млрд тенге), ежегодно предоставляемого зернопроизводителям на проведение посевной кампании. Упущенная возможность реализовать всю свою товарную продукцию по рыночной цене ведет к снижению собственных оборотных средств у отечественных зернопроизводителей, увеличению спроса на заемные средства, что, в конечном итоге, приводит к ослаблению финансовой устойчивости казахстанских производителей зерна», — отметил президент Союза Нурлан Оспанов.

Импорт все больше

Эксперты ЗСК говорят о том, что в Казахстане растет официальный импорт российской пшеницы. И если ранее среднегодовой объем поставок составлял 1,3 млн тонн, то в этом сезоне он вырос почти в два раза и достиг 2,1 млн тонн. Причем речь идет только об официальном импорте российской мягкой пшеницы. По данным Зернового союза Казахстана, в сезоне 2019/20 годов импорт составлял 600 тыс. тонн, в 2022/23 годах дошел до 2,1 млн тонн. В текущем сезоне за период с сентября 2022 по май 2023 года официально импортировано 1,6 млн тонн зерна. В июне — августе 2023 года ожидается до 500 тыс. тонн.

По словам Нурлана Оспанова, Казахстан резко увеличил импорт российской пшеницы в аграрном сезоне 2022/2023 годов. И если в сезоне 2021/22 годов сумма покупок составила 310 млн долларов или 138 млрд тенге по официальному курсу, то в 2022/23 годах импорт оценивается на сумму 378 млн долларов или 173 млрд тенге.

«Мы несем огромные потери на реэкспорте, поэтому мы приветствовали решение проводить железнодорожные поставки зерна из России казахстанским потребителям только целевым образом, в рамках имеющихся у них мощностей переработки или потребления, — рассказал в ходе круглого стола представитель компании «КТЖ-грузовые перевозки» Мунар Айтжанов.
Накануне нового аграрного сезона эксперты говорят о том, что необходимо урегулировать все вопросы прозрачности поставок российского зерна на рынок Казахстана, а также его транзита по территории страны. Это позволит избежать лишнего давления на цены, которые аналитики уже сейчас называют достаточно низкими.

Что стабилизирует цену на зерно?

Новый сезон все ближе, поэтому аграрии и трейдеры уже сейчас обеспокоены наличием зерновозов и справятся ли они с возрастающими объемами перевозок. По словам первого вице-президента компании «Астык Транс» Сергея Мосолкина, зерновозов в парке хватает, задержки связаны с наличием локомотивов и ремонтом магистралей.

По озвученным данным, сейчас в перевозках казахстанского зерна участвует 11 200 вагонов разных типов, из них 800 принадлежат странам СНГ, остальные являются отечественными. Но все же для повышения возможности погрузки к новому сезону парк дополнительно увеличат на 700 вагонов. По оценке экспертов, у Казахстана есть возможность отправлять на экспорт больше.

«Важным направлением мы считаем Китай, который в апреле этого года возобновил прием пшеницы в вагонах-зерновозах. За три месяца удалось отгрузить почти 300 тыс. тонн казахстанской пшеницы. С августа благодаря запуску еще одного состава в сутки предполагается двукратное расширение этого коридора. Плюс, будет увеличено число покупателей в Китае, а к пшенице добавится ячмень», — отметил Сергей Мосолкин.

Спикер прогнозирует, что это позволит увеличить годовой объем продажи зерна всех видов в Китай до 2-2,5 млн тонн, что поставит это направление почти вровень с Узбекистаном, который на сегодня является главным покупателем казахстанской пшеницы.

«Появление второго крупного покупателя, кроме Узбекистана, важно для рынка, для разгрузки железнодорожного коридора в Среднюю Азию, и для стабилизации цен на зерно. Для обеспечения потребностей страны во внутриреспубликанских и экспортных перевозках вагонов у нас достаточно, проблемой является состояние магистральных железнодорожных линий, а также наличие локомотивов. Это уже — зона ответственности компании КТЖ», — добавил Мосолкин.

В свою очередь представитель АО «КТЖ-грузовые перевозки» Мунар Айтжанов отметил, что компания активно ведет ремонт магистралей: Карагандинский участок уже завершили, сейчас тяжелая техника работает на Павлодарском участке. В ускорении формирования составов должно помочь увеличение количества локомотивов. До конца этого года планируется поступление 175 единиц, из них 60 уже переданы на станции.

Рынок становится все меньше

Глава Комитета торговли ЗСК Александр Малов рассказал о сужении возможностей сбыта казахстанской пшеницы и ячменя, которое связано с экспансией российского зерна на традиционные для Казахстана рынки сбыта.

В качестве полностью потерянного рынка он привел в пример Кыргызстан. До вхождения этой страны в ЕАЭС Казахстан закрывал 90% потребности этой страны во всех видах зерна. Однако после присоединения к

Экономическому союзу исчезли факторы, сдерживающие экспансию российского зерна в этот регион, такие как экспортная пошлина и транзитный железнодорожный тариф. Сегодня более дешевое российское зерно полностью вытеснило оттуда казахстанское.

С прошлого года по аналогичной схеме развивается ситуация и в Иране. Если ранее Казахстан поставлял в эту страну около 1 млн тонн зерна в год, в основном ячменя, то сейчас поставки практически остановились. Причина с одной стороны в том, что казахстанские трейдеры не могут проводить расчёты с Ираном, находящимся под санкциями. С другой, туда активно заходит российское зерно по очень низким ценам.

«Сейчас российский ячмень приходит в Иран в пересчёте на нашу валюту по цене 55 тыс. тенге за тонну. Мы такую цену предложить не можем, у нас ячмень на внутреннем рынке стоит намного дороже. Аналогичная ситуация по пшенице. Это создаёт сразу несколько проблем для Казахстана. Во-первых, возникает вопрос, куда продавать ячмень, который является второй по значимости зерновой культурой в производстве страны. Во-вторых, морской порт Актау, ранее работавший в основном как раз на иранском направлении, остался не загруженным», — сказал Александр Малов.

Мука: на экспорт дешевле, чем на внутренний рынок

За 2019-2023 годы в Казахстане наблюдается стабильный объем производства пшеничной муки — в среднем 3,2 млн тонн в год. Вместе с производством растет и объем экспорта, а его стоимость наоборот падает.
По данным Зернового союза Казахстана, поставки на экспорт и на внутренний рынок за 2019-2023 годы составляют в среднем по 1,6 млн тонн муки за торговый сезон. При этом наблюдалось увеличение экспорта муки в сезоне 2021/22 годов до 1,7 млн тонн, в текущем сезоне ожидается рост до 1,9 млн тонн.

По официальным данным, начиная с 2019 года, Казахстан наращивает экспорт муки в Афганистан. За это время в страну продали более 4,2 млн тонн муки. И если четыре года назад экспорт составлял 932 тыс. тонн, то по итогам 10 месяцев сезона 2022/23 года — уже 1 млн 173 тыс. тонн. На втором месте Узбекистан, туда отправлено за четыре года свыше 1,5 млн тонн, в этом сезоне — 440 тыс. тонн. Меньше всего экспортировали в Таджикистан 294 тыс. тонн и 53 тыс. тонн соответственно.

«Динамика отпускных цен на муку пшеничную 1 сорта (без НДС) за период с 2020 по 2023 годы демонстрирует реализацию муки на внутреннем рынке по цене, превышающей экспортную. Наибольшее отклонение наблюдается в текущем сезоне – с декабря 2022 по июнь 2023 года. Отчасти, это могло быть связано с укреплением тенге в этот период по отношению к доллару на 4%. Однако рост отпускной цены по сравнению с экспортной составляет от 3% в декабре 2022 до 37% в июне текущего года», — отметил Нурлан Оспанов.

В тоже время, по данным Союза, на фоне существенного снижения цен на мягкую пшеницу с 130 тыс. тенге за тонну в сентябре 2022 года до 85 тыс. тенге в июне 2023 года отпускная цена на муку 1 сорта за этот период снизилась лишь на 5% или с 179 до 171 тенге за килограмм. В тоже время розничная цена на муку 1 сорта за период с сентября 2022 по июнь 2023 года демонстрирует рост с 234 тенге за килограмм.

В Союзе предполагают, что потери от снижения экспортных цен на муку возмещаются от продаж на внутреннем рынке. И прогнозируют рост объемов экспорта. За сентябрь – июнь сезона 2022/23 годов официальный экспорт пшеницы и муки в зерновом эквиваленте составил 8,5 млн тонн. При таких темпах по итогам текущего сезона может быть экспортировано до 11 млн тонн пшеницы и муки в зерновом эквиваленте.

Татьяна Деревянко
Фото предоставлено Зерновым союзом Казахстана

Поделиться:

Похожие статьи