Правительство продлило пошлину вопреки мнению аграриев

23.09.2023 1 042
подсолнечник и тенге

Межведомственная комиссия по вопросам внешнеторговой политики оставила без изменений экспортную пошлину на семена подсолнечника в размере 20%, но не менее 100 евро за тонну. Объясняя необходимостью развивать переработку, но у сельхозпроизводителей иное мнение.

«Если в прошлом году мы проглотили пошлину, так как была нормальная цена на пшеницу. Было что продавать, то в этом году качественной пшеницы практически нет. Зарабатывать не на чем. И единственная культура, на которую аграрии возлагали надежды, был подсолнечник, который бы вытащил маржинальность. Эта культура показывает относительно хорошие виды на урожай», — подчеркнул руководителя Комитета производства Зернового союза Казахстана и директора ТОО «Aitas Agro» Талгат Алдажаров.

Аграрий считает, что размер самой пошлины является неадекватным. Эти 100 евро практически на 30% роняют стоимость культуры в сравнении с экспортным потенциалом. С прошлого года фермеры говорили о том, что если будет введена пошлина, то нужно установить квоту в 350 тыс. тонн. И деньги от продажи этого объема в размере 17 млрд тенге, которые бы получили аграрии, существенно бы помогли улучшить экономику сельхозпроизводителей.

«На самом деле пошлина несправедлива. Говорят о том, что это поддержка переработки, с упором на то, что не нужно экспортировать сырье. Но на самом деле большой вопрос, какую переработку мы поддерживаем. У нас сильно вырос экспорт сырого нерафинированного масла. У нас есть ограничение на экспорт семян подсолнечника, но нет никаких ограничений на продукты переработки. Как нет никаких обязательств со стороны переработчиков в углублении переработки хотя бы до рафинированного масла. Если нет тенденций и ответственности за увеличения объемов рафинированного масла, тогда все страдают от этой пошлины. И зарабатывают только переработчики и производители сырого масла», — добавил эксперт.

Анализ, проведенный Зерновым Союзом Казахстана, показал, что экспортная пошлина в 1,5-2 раза или сразу на 50 тыс. тенге уронила внутреннюю цену на семена подсолнечника по сравнению с прошлым годом. Но все животноводы страны, потребляющие нерафинированное масло и шроты, как покупали их по рыночной цене, так и покупают и никакого плюса от этой схемы не имеют. Благодаря экспортной пошлине внутренняя цена на семечку упала, экспортная цена на рафинированное масло тоже снизилась, но внутренняя цена на рафинированное масло осталась на уровне прошлого года. И ни потребитель, ни растениеводы, ни животноводы от этой схемы не выиграли. Сельхозпроизводитель еще и потерял, в плюсе оказались только переработчики, которых можно пересчитать по пальцам.

» Цена на сырье упала, и мы заплатили за то, чтобы маслозаводы смогли компенсировать падающую цену на экспортном рынке. Кроме того, большая несправедливость была в том, что когда в феврале ввели пошлину, никто не ограничивал и не останавливал маслозаводы в покупке семечки на российском рынке. Когда рубль упал до уровня 4,5 тенге, они активно закупались семечкой в России, финансируя соседнего фермера. Сельхозотрасль Казахстана только пострадала от пошлины. За ней по цепочке поставщики техники, семян, удобрений и других средств производства», — добавил аграрий.

Подсолнечник — одна из самых интенсивных культур с самыми высокими затратами. Это значит, что вокруг фермера имеется большое количество поставщиков средств производства, которые зарабатывали, платили налоги, выплачивали зарплаты. Если сейчас из-за таких ограничений, аграрий будет меньше производить подсолнечника, то в целом экономика очень сильно пострадает. С одной стороны на чаше весов стоят переработчики, которых мало, с другой – сельхозтоваропроизводители, их работники, поставщики средств производства, финансовые институты, которые дают кредиты АПК.

По словам фермеров, еще в середине года маслозаводы завалили себя российским сырьем, рынок начал сыпаться. Они выходили на маслозаводы, но они не покупали подсолнечник, потому что были затарены. И фермеры остались ни с чем, им не дали продать на экспорт, но и на полке цена на масло не поменялась. Вопрос в том, кто на этом заработал? Точно не фермеры и не потребители.

В свою очередь костанайские аграрии утверждают, что ситуация с подсолнечником уже сейчас является сложной. Они еще не продали урожай 2022 года, в скором времени надо убирать поспевающий урожай. А хранить его несколько лет как зерно, они физически не могут.

«Нам сказали, сейте масличные, проводите диверсификацию. Мы начали это делать. Теперь за счет нас живут заводы по переработке. Хотя многие из них просто выжимают масло из нашей семечки, продают как сырье и даже не в бутылке. А мы обязаны продать им семечку по определенной цене, которая для нас является не выгодной», — рассказала директор ТОО «Азия алтын 2000» Светлана Михайленко.

Как обычно аграрии надеются, что цена на внутреннем рынке подрастет, но если этого не произойдет, то вероятнее всего в 2024 году площади под подсолнечником будут сокращаться.

22 сентября Межведомственная комиссия предложила Национальной ассоциации переработчиков масличных культур(НАПМК) прийти к консенсусу с производителями семян подсолнуха по закупочным ценам, о чем Ассоциация обязалась публично объявить в ближайшее время. Кстати, 21 сентября ассоциация заявила, о готовности закупать семена подсолнечника казахстанского происхождения урожая 2022 года отечественными маслозаводами по цене за 1 тонну в 160 тыс. тенге с НДС в зачетном весе. Возможно, эта цена изменится. Но это пока только надежды аграриев.

В тоже время чиновники называют выращивание подсолнечника одним из самых рентабельных видов бизнеса в секторе АПК, основываясь на данных Бюро национальной статистики, согласно которым общий показатель рентабельности этой масличной культуры по стране составляет 96,4%. Но как культура может быть рентабельной, если ее некуда продать?

Татьяна Деревянко

Поделиться:

Похожие статьи