Что даст решение «шкурного вопроса» фермерам и переработчикам?
Вопрос по переработке шкур сельхозживотных, который не теряет своей актуальности уже много лет, в своем запросе премьер-министру Алихану Смаилову вновь поднял сенатор Жанболат Жоргенбаев. И предложил Минсельхозу обратить особое внимание на пять аспектов.
Заводы работают на 30%
В Послании народу Казахстана в 2023 году Глава государства подчеркнул важность формирования мощной промышленной базы страны, опережающей развитие обрабатывающей сферы, а также поручил Правительству построение высокого производственного комплекса, который позволит снизить зависимость от импорта.
«Раньше жители села бережно собирали шкуры животных и сдавали их в специальные приемные пункты. Известно, что эта тенденция продолжалась до 2001 года. После этого шкуры животных пришли в негодность и скапливались у подножия сел. Вероятно, с этого времени начался период стабилизации обработки кожи в нашей стране», — отметил в запросе депутат.
Сегодня основными производителями шкур крупных и мелких животных являются Туркестанская, Алматинская, Абайская, Жамбылская, Актюбинская, Жетысуская, Карагандинская области. По данным Национального статистического бюро Агентства стратегического планирования и реформ РК, на 1 декабря 2023 года поголовье крупного рогатого скота в республике по сравнению с аналогичным периодом 2022 года увеличилось на 2,7% (8757,5 тыс.), овец и коз на 3,7 % — (22 775,7 тыс. голов), лошадей увеличилось на 8,3 % (3 953,7 тыс. голов).
В настоящее время в республике работают более 10 кожевенных предприятий мощностью до 4000 голов крупного рогатого скота в год (с загрузкой до 30%). Большинство из них работают и выживают одновременно. Если один из них изношен, то на другом не хватает сырья. За этот период не было введено в эксплуатацию ни одного производства по выпуску готовых изделий из кожи.
«В настоящее время основной продукцией является кожаный полуфабрикат, 100% которого экспортируется за границу. За январь-ноябрь 2023 года отечественные предприятия переработали 220 тысяч штук шкур крупного рогатого скота, то есть произведено 61,7 миллиона квадратных метров шкур. По сравнению с девятимесячным показателем 2022 года производство сократилось на 54,9%. Эксперты говорят, что это произошло из-за снижения спроса на кожаные изделия из третьих стран», — пояснил в запросе сенатор.
По его словам, правительство начало уделять частичное внимание проблеме утилизации шкур животных только с 2014-2015 годов. Но его характер регулируется лишь ограничением или снятием ограничений на вывоз шкур животных. Одной из основных проблем фермеров и производителей кожи и причиной неразвитости сырьевого сектора является низкое качество продукции, производимой в мелких фермерских хозяйствах и фермерских хозяйствах, не отвечающей потребностям, как отечественных предприятий, так и экспорта.
Что мешает переработке шкур?
«Также наблюдается нехватка оборотных средств для закупки сырья, высокая степень износа оборудования, неразвитость системы подготовки, транспортировки и хранения сельскохозяйственного сырья, отсутствие передовых технологий глубокой переработки шерсти. Решением этой проблемы является строительство фабрик, где качество кожи не имеет значения, и крупных предприятий по переработке полутонкой шерсти», — отметил народный избранник.
В качестве примера он привел опыт ТОО «СК Протеин» Северо-Казахстанской области, где внедрен уникальный проект по переработке шкур сельскохозяйственных животных мощностью 400 тонн в месяц. Ученые решили проблему дефицита белка в кормах для животных. В результате испытаний полученный порошок увеличивает вес птиц до четверти их массы. И считает, что и в других регионах необходимо открыть места производства желатина или кормовых добавок.
«Помимо субсидий, еще одной проблемой для предприятий по переработке кожи является отсутствие кредитных ресурсов. Сначала кредиты выдавались под 12%. Однако получение кредитов от банков затруднено, а требования по залогу трудно удовлетворить. Поэтому нам нужны долгосрочные, льготные кредиты. Если рассматривать аспект субсидирования шкур через заводы, то они тоже будут заинтересованы в получении большего количества шкур от народа. Это, несомненно, станет большой поддержкой для жителей села, которые зарабатывают на жизнь разведением скота», — утверждает Жанболат Жоргенбаев.
В запросе депутат отметил, что в настоящее время в рамках постановления министра сельского хозяйства об утверждении правил субсидирования возмещения части расходов, понесенных субъектом агропромышленного комплекса при инвестиционных вложениях и переработке шкур сельскохозяйственных животных при строительстве предприятий и модернизациизации существующих, предназначен для возмещения затрат предприятий. Кроме того, в 2023 году в правила был внесен паспорт на глубокую переработку шкур сельскохозяйственных животных.
Пять важных аспектов
В настоящее время в Минсельхозе разработан проект Комплексного плана развития переработки сельскохозяйственной продукции и пищевой промышленности на 2024-2028 годы для выполнения поручения Президента. В этой связи сенатор считает необходимым акцентировать внимание на пяти вопросах.
Во-первых, рассмотреть вопрос об инвестиционном субсидировании на приобретение оборудования и техники для предприятий по производству кожгалантерейных изделий. Во-вторых, учет субсидий и налоговых льгот на приобретение сырья для производства шкур животных (пошлины, налоги, НДС). В-третьих, построить в каждом регионе сервисно-подготовительные центры по сбору шкур и шерсти. В-четвертых, усилить механизмы администрирования и контроля при разработке новой цифровой платформы регистрации животных: проведение ветеринарно-санитарных мероприятий против эктопаразитов и кожных заболеваний животных, обеспечение выполнения требований ветеринарного законодательства о запрете убоя животных для реализации вне убойных пунктов. В-пятых, контролировать качество селекционно-племенной работы субъектов тонкорунного овцеводства. А также внедрить дополнительные инструменты господдержки.
Татьяна Деревянко