Сенаторы требуют изменить подходы к развитию животноводства
В запросе премьер-министру Олжасу Бектенову депутаты сообщили, что из Казахстана за границу уходит около 70 млрд тенге. И вместо того, чтобы развивать свое животноводство, страна завозит скот и семенной материал.
В письме депутаты отметили, что для реализации поручения главы государства об удвоении объема сельхозпродукции в ближайшие 5 лет необходимо развитие отраслей, дающих мультипликативный эффект, одна из них — животноводство. За годы независимости была проделана определенная работа по разведению скота. Многие племенные животные были завезены из развитых стран Европы, Австралии, Канады. Только в 2010-2023 годах из стран ближнего и дальнего зарубежья было импортировано 212 тыс. голов скота. Доля племенных животных выросла с 2,9% в 2010 году до 13,5% в прошлом году.
Но депутаты считают показатели в этой области неудовлетворительными. Племенным животноводством занимаются 35,8 тыс. ферм, но результат их работы оказался низким. Также является загадкой работа палаты. Вместо того, чтобы разводить собственный скот они заинтересованы в привозе скота из-за границы и импорте семенного материала.
По данным депутатов, в настоящее время в рамках инвестиционных проектов планируется импортировать более 50 тыс. голов крупного рогатого скота. Кроме того, закупить более 500 тыс. доз семенного материала на 160 тыс. голов коров. То есть только по скотоводству уходит за границу около 70 млрд тенге.
«В составе министерства сельского хозяйства имеется квазигосударственное предприятие «Асыл Тулык», занимающееся производством высокопродуктивной спермы высокопородного скота. К сожалению, работа этого коллектива ведется не в том направлении, хозяйства не получают произведенную продукцию», — отметили депутаты.
Сенаторы отметили, что 10 лет назад в Казахстане была создана уникальная информационно-экспертная база селекционной и племенной работы. На этой платформе должны были быть оцифрованы работы, начиная с регистрации животных и заканчивая присвоением им статуса племенной ценности. В развитых странах информационные системы функционируют как аналитическая база и являются триггером развития отрасли, а в Казахстане они функционируют только для регистрации скота для субсидирования.
«Как могут быть реализованы жизнеспособные методы оценки генетических свойств животных, если по международным стандартам не осуществляется расчет племенной ценности скота по методу «BLUP» (БЛЮП), не используются результаты биоинформатики и лабораторных исследований», — добавили депутаты.
Особую озабоченность у сенаторов вызывает сокращение биоразнообразия сельскохозяйственных животных в Казахстане, так как генетические ресурсы в животноводческой отрасли являются составной частью национального благосостояния и биологического капитала мира. За последние 30 лет в Казахстане безвозвратно вымерли породы «Североказахский меринос» в овцеводстве, «Арман», «Медеу», «Алатау» в птицеводстве. На грани исчезновения находятся породы полутонкорунных овец «Цигайская», «Акжайыкская», «Каракольская», «Южно-казахский меринос» и «Аулиеатинская» крупного рогатого скота и кустанайская порода лошадей.
Сенаторы предложили кабмину разработать дорожную карту развития отечественных пород животных с составлением селекционно-племенного плана на 2024-2030 годы с участием уполномоченного органа, научного сообщества. Провести анализ работы информационной базы селекционно-племенных мероприятий на научной основе. Совершенствование информационной системы и автоматизация селекционных процессов с участием ученых-селекционеров. Изучить нормативно-правовые акты в области животноводства и разработать современные методы оценки племенных качеств животных – правила и инструкции индексной оценки, геномного анализа животных.
Ужесточить требования к племенным работам и запретить использование племенного материала, не прошедшего молекулярно-генетических исследований по выявлению заболеваний, передающихся генетически. Необходимо предусмотреть меры для их сохранения, осуществляя программно-целевое финансирование по породам, находящимся под угрозой исчезновения.
Татьяна Деревянко