К чему приводит ежегодное недофинансирование АПК и где выход?

25.06.2024 201
кредитование АПК

В своем запросе премьер-министру Олжасу Бектенову мажилисмены изложили видение реформ системы субсидирования сельского хозяйства. По их мнению, ежегодное недофинансирование отрасли ведет к негативным последствиям и меры государственной поддержки нуждаются в реальном реформировании.

В запросе депутаты отметили, что в феврале на расширенном заседании правительства глава государства отметил, что аграрная сфера нуждается в масштабном реформировании, направленном на повышение производительности труда за счет внедрения новых технологий, рационального использования земли и других ресурсов, а также повышения эффективности льгот и субсидий. Также было отмечено о необходимости увеличения финансирования сельского хозяйства в два раза, привлекая не только бюджетные деньги, но и средства из других источников, в том числе банков второго уровня.

«Минсельхоз оказывает государственную поддержку фермерам по 14 направлениям. На субсидирование агропромышленного комплекса за последние 5 лет выделено 2 трлн тенге, только в этом году предусмотрено 435 млрд тенге. При это необходимо отметить, что за последние 5 лет правила субсидирования менялись более 47 раз. Частое изменение в правилах создают проблему субъектам сельского хозяйства, в части планирования и ведения своей деятельности, что в свою очередь отрицательно влияет на конечный результат. Все эти проблемы приводят к неэффективности выдаваемых субсидий», — отметили депутаты.

По мнению мажилисменов, в разные годы принимались различные меры, чтобы делать механизм выдачи субсидий прозрачным. Несмотря на это, область субсидий в АПК является одной из нетранспарентной в стране. Также наиболее остро стоит вопрос ежегодной хронической недофинансированности отрасли, то есть программы поддержки есть, они очень существенные, но деньги на это не выделяются в полном объеме.

«Такая порочная практика подрывает у аграриев веру в реальность реформ и в меры государственной поддержки. Данная ситуация происходит и повторяется ежегодно. Инициатива Минсельхоза по контролю и масштабированию опыта одного региона во всех областях — не всегда эффективна. При масштабировании проектов жизненно важно учитывать природные особенности каждого региона отдельно, в части климатических условий, наличие воды, почвы», — добавили депутаты.

В запросе отмечено, что назрела необходимость в совершенствовании системы субсидирования сельского хозяйства. Как отметил глава государства, все меры господдержки нужно предоставлять по принципу «одного окна». Необходимо усилить потенциал Аграрно-кредитной корпорации и передать ей функции по субсидированию сельского хозяйства.

«Для этого надо объединить услуги льготного кредитования и субсидирования субъектов АПК в рамках одной цифровой платформы. При этом, необходимо активно привлекать в эту работу местные маслихаты, предоставив им право по самостоятельному определению преференций для развития глубокой переработки и субсидированию сельхоз культуры и удобрения в своих регионах», — считают депутаты.

Народные избранники отметили, что руководители регионов и местные маслихаты на местах лучше осведомлены об условиях своей области. Регионы имеют четкие ориентиры по потребности продукции: что сеять, какую культуру поддерживать и какие заводы по переработке необходимо строить.

«Расширение полномочий местных маслихатов по управлению субсидиями в сфере АПК, даст возможность создать конкурентоспособную среду путем возмещения инвестиционных затрат, привлекая инвесторов на благоприятных условиях в зависимости от особенности региона. Данная мера придаст серьезный импульс развитию кластера по выращиванию сельхоз культуры и его глубокой переработки в регионах, а также повысит эффективность выделяемых государственных субсидий и преференций в аграрный сектор страны», — заявили мажилисмены.

Татьяна Деревянко

Поделиться:

Похожие статьи