Центральная усадьба
Несколько лет назад о ТОО «Мойынкум Агро» писали во всех республиканских изданиях. Новость, что предприятие решило заняться животноводством в условиях пустыни, захватила на какой-то период внимание и специалистов, и представителей пишущей братии. Поэтому, когда в акимате Мойынкумского района нам предложили самим ознакомиться с деятельностью ТОО, мы согласились не раздумывая.
Аким Жамбылского сельского округа Акылбай Шубаев сразу предупредил, что ехать придется далеко – 90 километров. Мы отмахнулись, мол, это не расстояние, и сели в «Ниву».
Лишь после часа езды по извилистому проселку, пролегающему среди саксаульных зарослей, такыров и песков, я поняла, что значит расстояние 90 км в Мойынкумах. Это средняя скорость 20-30 километров в час, пыль, насекомые, пустынные зайцы и голуби, тушканчики и жара +40. А еще рождающаяся при каждом появлении на горизонте строения надежда на завершение путешествия, которая умирает, когда водитель лихо объезжает ферму, комментируя: «Это тоже «Мойынкум Агро», но нам не сюда».
Поездка закончилась через два с половиной часа. Машина остановилась у ворот добротного дома, где нашу, изрядно подуставшую группу встретил ветеринарный врач ТОО Омар Джаксенов. Затем с нами познакомился главный механик предприятия Мухат Абильдаев. Начальства на усадьбе не оказалось.
— Давайте сначала чай попьете, а потом будем разговаривать, — сразу предложил наш собеседник.
Следует сказать, что размах предприятия впечатляет не столько масштабностью, сколько серьезным подходом к делу. Уже на начальном этапе в его развитие было вложено более 1 миллиарда тенге инвестиций. Это принесло определенные плоды. Сегодня на репродуктивном содержании у ТОО находится около полутора тысяч голов коров и бычков калмыцкой породы.
Калмыцкая порода коров, одна из древнейших, и по праву считается сегодня из лучших для мясного направления. На ее формирование повлияло то, что когда-то племена кочевников-калмыков, вывели особый род крупного рогатого скота, способного выживать в суровых условиях степных и горных районов Средней Азии и Китая. При этом продолжительное время одним из ключевых факторов формирования и поддерживания положительных качеств калмыцкой породы являлся естественный отбор.
Они могут переносить и зной 45°С, и морозы до -40°С, абсолютно не требовательны к условиям содержания, не страдают в результате частых и длительных перегонов, и не снижают при этом высоких нагульных качеств. Оказавшись в более суровых климатических условиях, эти коровы быстро адаптируются.
По словам директора ТОО «Мойынкум Агро» Аскара Изимгалиева, с которым удалось пообщаться по телефону, именно эта порода наиболее удобна для разведения в условиях Мойынкумов. Животные прекрасно чувствуют себя в условиях пастбищного содержания, неприхотливы. Если летом на заливных лугах в пойме реки Шу корма достаточно, то зимой калмыцкие буренки легко находят для себя траву под снегом. Тем более что в Мойынкумской пустыне снежный покров небольшой. Кроме того, в рацион включены фураж и дробленка. Уже в полуторогодовалом возрасте бычки нагуливают необходимый вес и отправляются потребителям.
— Мы реализуем не только взрослых бычков и коров, — говорит А. Изимгалиев. – У нас приобретают бычков предприятия, занимающиеся откормом скота и телят – хозяйства, занимающиеся племенным разведением калмыцкой породы. Последних в Казахстане немного – всего три или четыре хозяйства по причине того, что многие фермеры просто не знакомы с этой породой. Мы же в настоящее время преследуем цель увеличить собственное стада.
По пастбищным угодьям Мойынкумского района расположены 43 фермы хозяйства, в каждой из которых планируется содержать по 220 животных. Уже в этом году сюда должны прибыть еще 3000 голов этой породы из Калмыкской республики РФ. В будущем общее стадо хозяйство планируется довести до 12 тысяч голов.
Рядом с центральной усадьбой находится одна из ферм, на которой трудится Сара (свою фамилию женщина отказалась назвать).
— Я работаю здесь уже третий год, — рассказала она. – Прочитала объявление в интернете, позвонила. Мы с мужем решили попробовать и втянулись в эту работу. Дети у нас уже взрослые, сын учится в университете, а заработная плата, которую мы получаем, позволяет оплачивать учебу и копить деньги на будущее. Нам очень повезло.
Тем временем я вспомнила, что не все фермы, которые мы миновали по пути на усадьбу, оказались обитаемы. Значит, желающих работать в пустыне не так уж и много? Этот вопрос я адресовала директору ТОО.
— Людей для работы найти, конечно, трудно, но если они соглашаются, то не жалеют о своем решении, — ответил он. – Во-первых, мы предоставляем хорошие условия для проживания. Во-вторых, у наших работников большая заработная плата – от 150 до 250 тысяч тенге. Пастухи получают по 160 тысяч тенге. В домах есть электричество, тепло, вода, мобильная связь и спутниковое телевидение.
В правоте его слов мы убедились сами. К примеру, на центральной усадьбе созданы все условия для комфортного пребывания. А рядом увидели самую настоящую солнечную миниэлектростанцию, которая вырабатывает электроэнергию, достаточную для работы бытовой техники, внутреннего и наружного освещения усадьбы.
— Не подумайте, что это лишь наша привилегия, — отметил главный механик ТОО «Мойынкум Агро» Мухат Абильдаев. – Каждая наша ферма оборудована источником электроэнергии и имеет отдельную водозаборную скважину. Помимо этого, в домах имеется минимальный набор мебели и бытовой техники. Остальное работники могут завезти самостоятельно.
Несмотря на то, что мы приехали под вечер, на усадьбе шла работа по подготовке техники к сенокосу. По словам М. Абильдаева, для того чтобы обеспечить зимовку скота необходимо запасти 4 тысячи рулонов сена, каждая из которых весит 500 килограммов.
— Сами понимаете, разнотравья в пустыне нет, — говорит механик. – А с лугов траву мы не скашиваем, чтобы оставить ее скоту. Все лето собираем камышовую поросль вдоль реки. Это сено преимущественно используется в качестве подстилки в стойлах.
Техники у ТОО достаточно, так что с заготовкой кормов проблем тоже нет. Уже на начало июля было собрано 400 тонн сенажа.
За здоровьем буренок следит ветеринарный врач ТОО Омар Джаксенов. Он показал нам, в каких условиях содержатся животные. Надо сказать, что все здесь устроено по высшему классу.
— Все необходимые мероприятия, в том числе противоклещевую обработку провели вовремя, — говорит он. – А в стойлах содержим только коров, которые либо должны в ближайшее время отелиться, либо уже отелились. Основное стадо находится на пастбище.
Покидали мы усадьбу на закате. В это же время нам повстречалось стадо, возвращающееся с лугов. Коровы спешили к ферме, чтобы напиться воды, которую уже налили в лотки, расположенные у скважин.
Оглянувшись назад, я увидела потрясающий красоты закат. Солнце провожало нас, озарив красным светом пустыню. А на его фоне стояла калмыцкая корова и кивала вслед нашей «Ниве» головой с лирообразными рогами.
Людмила МЕЛЬНИК,
фото Виктора БАРБАША