Почему вопрос с кадрами для АПК становится все острее в Костанайской области

23.07.2024 147
атамекен

Ответ на этот вопрос и выходы из сложившейся ситуации вместе искали аграрии, представители сферы образования на площадке Палаты предпринимателей Костанайской области в рамках регионального совета. Соответствующее поручение по проведению детального анализа этого направления дал аким Костанайской области Кумар Аксакалов в ходе рабочего совещания.

К диалогу готовы, но не все

«На сегодняшний день этот вопрос остро обозначен в сфере АПК. Именно здесь требуются квалифицированные специалисты, соответствующие требованиям рынка труда, — отметил директор регионального совета палаты предпринимателей Костанайской области Данияр Кузенбаев.

«Всего в регионе действует 33 колледжа, из них подготовку по сельскохозяйственным специальностям. Всего в 2023-2024 году по шести направлениям обучалось более 1500 человек. В 2023 году окончили колледжи 612 учащихся, из них трудоустроен 521 человек. Для решения проблем, связанных с трудоустройством второй год ведется целевая подготовка кадров по госзаказу на основании заявок предпринимателей-партнеров. Данное сотрудничество обеспечивает гарантированное трудоустройство благодаря заключению трехсторонних договоров. Такое сотрудничество позволяет выпускать кадры под запросы рынка труда и проводить подготовку нужных специалистов», — отметила руководитель управления образования Костанайской области Айман Ибраева.

Однако идет слабое взаимодействие между аграриями и учебными заведениями. И таких трехсторонних договоров заключено всего лишь 11. Так за два года целевой госзаказ по заявкам 42 предприятий размещен в 23 колледжах с охватом 1400 человек. Сейчас только 8 сельхозпроизводителей участвуют в программе и за два года охвачено 154 студента. В этом году еще 80 учащихся дополнят контингент студентов, обучающихся по целевому обучению по АПК. Расширится и количество предприятий до 50.

По данным Ибраевой, развивается и система дуального обучения, во время которого 60% времени у студентов практические занятия, 40% теория. На 7 колледжами, готовящими кадры для АПК, взяли шефство сельхозформирования. У колледжей есть академическая свобода, которая позволяет менять программу обучения, настраивая ее под требования работодателей. Но пока сельхозколледжи немного отстают от других учреждении. Но все же учитывая потребности рынка, два колледжа открыли две новых специальности: оператор животноводческих комплексов и ветеринария.

Председатель регионального совета Палаты предпринимателей Костанайской области Кайрат Маишев акцентировал внимание на том, что кадровый вопрос актуален не только для аграриев, но и в других отраслях экономики. Об этом заявили в ходе регионального совета представители различных ассоциаций: сельхозтоваропроизводителей, строителей по Костанайской области, а также легкой промышленности.

Учатся, но не остаются в селах

«По государственному заказу студенты учатся, а по факту на селе не остаются. Работа в АПК сейчас — это уже далеко не тяжелый физический труд, а работа в перспективной, высокотехнологичной отрасли, которая меняет уровень жизни и благосостояния общества. По нашему направлению, по птицеводству, специалистов не готовят в регионе. И мы берем толковых выпускников и уже сами учим их. Аналогичная ситуация наблюдается и со специалистами в других отраслях АПК», — уверен Кайрат Маишев.

Президент Ассоциации яичных производителей считает, что нужно работать не только с мотивацией учащихся, но и самих преподавателей, которые должны заинтересовать студентов профессией, а не решать массу других вопросов. Нужно выработать четкий план взаимодействия, а бизнес готов брать учащихся на практику и создавать для них условия.

«Завтра некому будет работать в селах. И эта проблема с кадрами складывается из комплекса вопросов, которые нужно решать. Это и условия жизни, наличие досуга, и всей инфраструктуры», — добавил Маишев.

Представитель Ассоциации сельхозтоваропроизводителей Костанайской области, председатель отраслевого совета по вопросам АПК Александр Бородин пояснил, что важно укреплять связь образования с практикой.

«Уже с первого курса можно нарабатывать практический опыт и к окончанию обучения специалисты будут иметь такой опыт работы, что положительно оценивается при трудоустройстве. Часто руководители колледжей пассивны, также как и директоры хозяйств и нужно активизироваться всем сторонам. И если учащиеся колледжей часто бывают на практике, то студентов вузов почти нет. Они приходят с дипломом, а опыта никакого нет, даже нет представления, как в реальности работать», — отметил опытный аграрий.

В свою очередь представитель регионального совета Палаты предпринимателей Костанайской области, председатель совета директоров ТОО «Карасу-Астык» Алмат Турсунов, считает, что необходимо уделить внимание попечительским советам в учебных заведениях, главная задача которых способствовать перспективному развитию, совершенствованию образовательного процесса.

Менять приоритеты

Председатель Костанайского филиала Союза фермеров Казахстана Марат Ахметов добавил, что в колледже Мендыкаринского района, с которым они работают, материальная база стала намного лучше, появилась новая техника, а вот с желанием работать у студентов проблема: на практику в хозяйство весной приехали только четыре человека. И после недели работы на посевной, они уехали по домам.

«Мы готовы платить за обучение студентов. Предоставлять им любую технику для проведения практики. Но интереса со стороны учащихся нет. В селах большая проблема с кадрами, даже перечислять не стоит, каких специалистов не хватает».

Согласен с коллегой и директор ТОО «Сарыагаш» Денисовского района Утеген Муртазин, который подчеркнул, что у сегодняшней молодежи нет желания работать, они все хотят получать легкие деньги.

«Я вспоминаю свою среднюю школу и в 7-8 классе нас уже ориентировали на сельхозспеицальности. К примеру, в четверг был таким днем, когда мальчики были заняты ремонтом и обслуживание тракторов и другой техники, и уже при выходе из школы мы получали права на машину или механизаторские права. А сегодня другой подход и я считаю, что приучать их к труду уже на уровне среднего или высшего образования немного позновато. У них сейчас другие идеалы, которые диктуют соцсети и их нужно менять», — отметил Муртазин.

Бизнес внес ряд предложений в данном направлении, в частности, представитель регионального совета Елена Венгерская отметила, что можно вернуться к опыту по проведению конкурсов профессионального мастерства, таких как «Профи», которые проводились в Костанайской области и давали поддержку различным рабочим профессиям: от слесаря до механизатора. Также бизнес отметил важность законодательного закрепления отработки государственных образовательных грантов.

По итогам работы регионального совета Палаты предпринимателей с учетом предложений бизнеса будет разработана программа, в которой отражены такие ключевые аспекты, как учебные программы и содержание курсов, квалификация преподавательского состава, материально-техническая база, практическая подготовка студентов, научная деятельность и исследования, связь с индустрией. Исполнение данной программы на уровне области позволит снизить потребность в кадрах в регионе.

Татьяна Деревянко
Фото предоставлено пресс-службой палаты предпринимателей

Поделиться:

Похожие статьи