DLG PracticeMonitor: Агровольтаика 2024

10.10.2024 236
Агровольтаика

В преддверии выставки EnergyDecentral в Ганновере в ноябре 2024 года DLG опросило немецких фермеров в своем последнем DLG Practice Monitor — опросе мнения фермеров по вопросам практического земледелия — как они оценивают фотоэлектрические электростанции и агроэлектростанции на фермах. Результаты показывают, что фермеры не только открыты для новых подходов в этой области, но и проявляют большой интерес.

Простой поиск в Интернете по теме агровольтаики дает ряд терминов, включая «солнечное сельское хозяйство», «поле двойного назначения» или «агросолнечная энергия». По сути, этот термин относится к одновременному использованию пахотных земель и пастбищ как для генерации солнечной энергии для электричества, так и для выращивания сельскохозяйственных культур. В традиционных наземных фотоэлектрических системах модули устанавливаются на южных участках, что означает, что они обслуживают обширное животноводство и ничего больше. Напротив, конструкция и расположение сельскохозяйственных фотоэлектрических систем изменены таким образом, чтобы оставалась возможной машинная обработка земли. В преддверии торговой ярмарки EnergyDecentral в Ганновере в ноябре 2024 года DLG попросил фермеров в своей текущей практике DLG отслеживать, как они оценивают темы наземной и агровольтаики в контексте их собственной фермы. Помимо большого интереса, особенно поразительно, насколько фермеры открыты для новых технологий.

Особого внимания заслуживает позитивное отношение респондентов к проблемам климата и окружающей среды. Почти 95 процентов респондентов считают, что каждый из нас несет ответственность за то, чтобы оставить будущим поколениям устойчивую окружающую среду. Более 86 процентов подчеркнули особую ответственность, которую сельское хозяйство несет за окружающую среду, и согласились или полностью согласились с соответствующим утверждением. В то время как около 80 процентов выражают осведомленность об изменении погоды в своем регионе за последние пять лет, возможные опасения по поводу последствий изменения климата для их собственной фермы значительно слабее, и только около 23 процентов полностью согласны. Вопрос о нормативных последствиях вышеупомянутой ответственности вызвал высокую степень поляризации. Насколько разошлись фермеры по вопросу о том, преувеличена ли защита окружающей среды в сельском хозяйстве, можно увидеть по разбросу ответов: 53 процента согласны или полностью согласны с этим утверждением, в то время как около трети не согласны или полностью не согласны.

Фермеры: очень инновационные и уверенные в себе

Несмотря на высокие цены на энергоносители, две трети фермеров уверены в будущем и, более того, готовы рисковать. Сектор остается верен своему кредо, что только быстрая адаптация к меняющимся условиям, которые, как правило, менее выгодны, обеспечит предпринимательский успех. Более 95 процентов опрошенных заинтересованы.

Обследованные фермы

В немецкоязычном DLG-Practice Monitor «Агрофотовольтаика — текущая ситуация в сельском хозяйстве» приняли участие 125 респондентов, из которых 83 заполнили опрос. Среди участников 78 процентов были фермерами, работающими полный рабочий день, обрабатывающими пахотные земли площадью от 101 до 200 гектаров. Большая часть, более 77 процентов, ферм уже инвестировали в классическую фотоэлектрическую (PV) систему на крыше или параллельно крыше, что означает, что опрос охватывал не менее 10 000 кВтп — со средней мощностью около 1500 кВтп на установленную систему. Чуть более двух третей ферм сосредоточились на монокристаллических фотоэлектрических модулях.

Преимущества и недостатки

Что касается фотоэлектрических систем, применяемых в растениеводстве, то для респондентов преимущества перевешивают недостатки, поскольку они видят возможность оптимизации фотоэлектрической системы, позволяющей максимально освещать растения, в качестве основной производственной цели за счет выработки электроэнергии. Положительный вклад в сохранение биоразнообразия и возможность снижения ветровой эрозии были подчеркнуты как положительные моменты. Однако недостатки ожидаются при обработке земли машинами. Возможный эффект затенения или защита от непогоды сыграли лишь незначительную роль для респондентов, и следует сказать, что участники опроса, занимающиеся виноградарством и садоводством, были представлены лишь в незначительной степени.

Хотя положительно рассматривается, что ферма может быть диверсифицирована с помощью агроэлектрической системы и обеспечить дополнительный источник дохода, преобладает некоторый скептицизм. Были названы высокие инвестиционные затраты и более высокий приоритет других инвестиций. К этому добавляется — и это может стать проблемой для реальных инвестиций — высокий уровень бюрократии в сочетании с неопределенной политической структурой, сценарий, который может произойти, по мнению большинства респондентов.

В плане производства и использования энергии основное внимание по-прежнему уделяется экономически привлекательному фидингу. Лишь в меньшей степени упоминается собственный вклад фермы в энергетический переход. В то время как тема энергетической самодостаточности фермерского бизнеса вызывает лишь низкий уровень интереса, тема «самообеспечения» требует весьма дифференцированных стандартов рассмотрения: хотя интерес к самодостаточности в целом не оценивается слишком высоко, здесь также наблюдается сильный разрыв между очень положительной и очень отрицательной оценкой. Фермы с высоким потреблением энергии, например, в животноводстве, имеют существенно иной взгляд на эту тему, чем те, которые занимаются только возделыванием пахотных земель.

Что касается ориентации, то ориентация восток-запад немного предпочтительнее ориентации на юг или системы слежения. «Вертикальная» или «горизонтальная» конструкция, как правило, не имеет значения для ферм — решающими факторами здесь являются также доступность и сельскохозяйственное использование. В принципе, опрошенные фермеры считают, что они в целом хорошо осведомлены о том, как работают агроэлектрические системы, а также о возможных вариантах применения и конструкциях. В последних разработках в секторе есть пробелы, и респонденты знают об этом. Дополнительные пробелы были также выявлены в области правовой базы и шагов, необходимых для покупки агроэлектрической системы для конкретного применения.

Среди индивидуальных мнений, зафиксированных как открытые вопросы, особенно критиковались вопросы регулирования строительства и подключения к сети. Например, потенциальные инвестиции сдерживаются как вялым расширением сети, так и тем фактом, что местные власти иногда ограничивают используемые площади. Кроме того, существуют трудности в работе с операторами сетей, в решении потенциальных проблем регулирования строительства и в вопросе о том, можно ли снова использовать территорию, как прежде, после демонтажа завода.

Заключение

В целом фермеры рассматривают использование агровольтаики в принципе как разумный способ дальнейшего развития ферм и повышения производительности. Утверждение о том, что агро-фотоэлектрическая система не вписывается в ферму или муниципалитет, принимается гораздо реже. Однако следует помнить, что голоса тех, для кого фотоэлектрическая система в принципе не имеет места на сельскохозяйственных землях, могут стать очень громкими. Из индивидуальных мнений, в частности, земледельцев, можно сделать вывод, что интерес возрастет, если люди смогут убедиться на примере образцов проектов, что производство электроэнергии и сельскохозяйственное производство могут фактически сосуществовать практически без помех. Однако, несмотря на то, насколько динамична солнечная промышленность на рынке, такие проекты не заставят себя долго ждать.

Предоставлено: DLG

Поделиться:

Похожие статьи