ГСМ бы подешевле…
Калькуляция себестоимости сельскохозяйственной продукции в аграрных компаниях – процесс регулярный. Любое изменение в статье затрат на производство зерновых, бобовых или масличных культур может стать как приятным бонусом в качестве прибыли, так и очередным разочарованием, приносящим убытки. Разговор о количестве и стоимости нефтепродуктов, необходимых Агро индустрии Казахстана, фермеров беспокоит ежесезонно.
Благополучно и без препон агробизнесмены Казахстана работать не привыкли: каждый сезон подсчет экономической эффективности производства сельхоз культур не оправдывает ожиданий. Обычно вкладывают ровно столько, сколько и получают. Все потому что сопутствующие расходы неизменно растут. Если говорить о стоимости продуктов нефтепереработки, то здесь о такой завидной стабильности цен как на масличные культуры, говорить не приходится. Коррекция ценника на дизельное топливо необходима растениеводческой отрасли республики.
«Если сравнить, цена топлива за 4 года поднялась в 2 раза. А наша продукция осталась на том же уровне. О чем можно дальше говорить. В 2014 году топливо было в пределах 80 тенге за литр. Сегодня по 172. Купили 1 млн 96 литров на уборку», — вспоминает руководитель ТОО «АтамекенАгро» Жамбылского района СКО, Виктор Сухов.
Бизнесмены понимают, что удорожание одной из составляющих производства неизменно ведет к повышению себестоимости конечной продукции. Но регулировать ценник последней производители не в силах.
«Дорого сегодня быть крестьянином. Продукция оценивается ниже, чем стоит на самом деле, а составляющие растут как грибы после дождя. Повышение цен идет постоянно. Но от нас это не зависит. Повлиять на это тоже никак не можем. Так, как и Правительство не может регулировать рост цен. Несмотря на это ситуация стабильная. Выделяется топливо в необходимом количестве. Но каждую посевную и уборочную кампанию цены вскакивают. Государство о нас заботится: дают удешевленное топливо ниже рыночного ценника. На период посевной стоило 151, во время уборки 172. На заправках в тоже время ценник превышал 200. Это все равно очень дорого. Если будем считать соотношение 1 тонн пшеницы и 1 тонны дизельного топлива — это 1 к 5. Очень дорого. Должно быть 1 к 3. Тогда себестоимость будет реальная и выгодная», — делится мнением агробизнесмен Игорь Потякин.
Динамику роста цен на топливо проследить не сложно. В 2016 году в связи с мировым обрушением ценника на нефть, его стоимость для аграриев не превышала 92 тенге за литр. В прошлом году ценник ограничивался 130-ю тенге. На период посевной кампании 2018-го литр дизельного топлива с доставкой обходился бизнесменам в 146 тенге, во время массовой страды яровых культур – 165. Разница между рыночной стоимостью составляла 14% (азс, 191).
Рынок нефти имеет волатильность, и мировая тенденция сегодня сохраняет увеличение ее стоимости. Однако, казахстанский ценник существенно ниже, чем в группе соседствующих стран. Если в республике литр дизельного топлива на период сбора урожая находился в пределе 190 тенге, то в Российской Федерации и Киргизии более 240, в Узбекистане около 300 в перевод на тенге.
«Удешевление топлива происходит только благодаря ресурсодержателям. С учетом потребления динамика цен на дизельное топливо в 2018 году в марте для аграриев была 156 тысяч тенге за тонну. При рыночной 167 (разница 11 тысяч тенге). К лету ценник поднялся до 170 тысяч за тонну. А рыночная была — 191. Данное повышение цены обусловлено тем, что мы граничим с РФ, находимся с ней в едином экономическом пространстве, что не позволяет нам держать цены слишком высокими или слишком низкими. Если слишком низкие станут, то произойдёт обратный отток. Недобросовестные участники рынка будут высушивать нефтебазы и продавать в Россию. Поэтому мы сохраняем паритет», — объясняет директор департамента развития нефтяной промышленности МЭ РК, Сатжан Каримов.
Жатва 2018 года принесла Казахстану влажное зерно. Весомый объем собранного урожая требует дополнительной сушки. Для чего осенью Агро индустрии потребовалось сверх определенного объема еще 5 десятков тонн.
«У нас с Министерством Энергетики тесный контакт, так как обеспечение топливом посевных и уборочных работ складывается от нашей слаженной работы. Запрашиваем объемы, МЭ их выделяет. Дизтопливо ежегодно выделяется в объеме от 750 тысяч тонн до 850 тысяч тонн», — говорит заместитель руководителя управления технического оснащения МСХ, Бахыт Ильясов.
В 2016 году агро индустрии республики на весенне-полевые работы предоставили 366 тысяч тонн дизельного топлива. На уборочную кампанию – более 390 тысяч. Объем выделенного нефтепродукта за год составил 817 тысяч тонн. В прошлом году его потребовалось меньше – всего 767, из которых больше половины понадобилось на период осени. Для весенних работ в этом году аграриям потребовалось 375 тыс тонн нефтепродукта, для осенних – 394. Но из-за влажных условий уборочной кампании был выделен дополнительный объем топлива.
«В июле было произведено 388 тысяч тонн дизельного топлива. Для аграриев по закону контролируем поставку. 112 тысяч тонн было передано МСХ акиматам и доля от общего производства составила 29%. Дальше АЗС– 169 тысяч тонн по республике — 43%. Горнорудные компании 15 тысяч тонн или 3%. И Казахстан Темиржолы– 24% — 91 тысяча тонн», — пояснил Сатжан Каримов.
Бизнесмены агросектора с пониманием относятся к зависимости ценника на дизельное топливо от изменчивости мирового рынка. Повлиять на снижение стоимости нефтепродукта не в их компетенции, но и опускать руки они не планируют. Любая проблема имеет решение.
«У нас очень хороший коммерческий отдел, который мониторит цены по всему миру. Работаем с Европой в основном. Учимся. Стараемся понизить себестоимость. Делаем все, чтобы увеличить урожай. Соответственно и уменьшить себестоимость», — говорит Виктор Сухов.
Прогноз на необходимый Агро индустрии объем топлива на 2019 год остается на уровне последних лет. Но уже в будущем году производители Казахстана апробируют новую программу электронного распределения дизельного топлива, которая обещает проводить самые точные расчеты, гарантирует соблюдение всех нормативов и прозрачность работы.
Наталья Волкова
фото с сайта lardimarket.by