Как мелким и средним фермерам выйти на экспорт?
Такой вариант аграриям предлагает Продкорпорация, призывая объединяться, отмечая, что подобный опыт имеется в других странах и эффективно работает.
«Мы внесли изменения в план развития, для формирования единой ценовой политики на рынке, чтобы Продкорпорация выступала основным экспортером. Но, к сожалению, эта практика была негативно воспринята, считая, что государство хочет зайти на рынок как монополист. Хотя мы без какой-либо комиссии планировали оказывать поддержку рынку», — пояснил председатель правления АО «НК «Продкорпорация» Асылхан Джувашев.
По его словам, сегодня существует более 700 компаний, причем большинство из них организовали неграждане Казахстана. Среднеазиатские компании создают трейдерские компании и еще получают возмещение НДС, и планы по поставкам зерна. Поэтому в корпорации считают, что на этом рынке тоже нужно навести порядок.
«Мы запустили программу по консолидации экспортных партий. Ее задача в объединении небольших партий зерна от различных товаропроизводителей в более крупные. Это позволит снизить логистические издержки и повысить конкурентоспособность казахстанской пшеницы на мировом рынке. Продкорпорация берет на себя организацию всех этапов экспортной операции. А выручку получают напрямую аграрии, владельцы зерна», – пояснил Джувашев.
По данным спикера, сегодня корпорация прорабатывает вариант экспортных поставок пшеницы в Китай в размере 2-3 млн тонн в консорциуме с крупными частными зерновыми компаниями Казахстана. Такой формат поможет не только вывезти излишки, но и закрепить за Казахстаном статус крупного и стабильного поставщика. Для фермеров Продкорпорация должна стать посредником, который будет отстаивать их интересы перед китайскими покупателями.
Кроме того, председатель Продкорпорации добавил, что сегодня казахстанское зерно снова готовы покупать страны, которые ранее его приобретали, и есть возможность по выходу на новые рынки, но из-за высоких расходов на логистику, цена является непроходной. Поэтому, чтобы вернуться на потерянные рынки не обойтись без помощи государства в виде субсидирования транспортных расходов.
Татьяна Деревянко