Год зерна. Крестьян ждут хороший урожай и высокие цены на пшеницу
Мировая конъюнктура наконец-то повернулась лицом к производителям зерна — так считают казахстанские крестьяне. Перед началом посевного сезона этот факт внушает оптимизм аграриям, даже несмотря на такие негативные факторы, как случившиеся в прошлом году рост цен на ГСМ и падение курса тенге, сообщает forbes.kz.
Курс доллара в 2018 вырос на 20%, так же как и цены на дизельное топливо. Однако нагрузку от этого скачка крестьяне страны прочувствовали позже, при подготовке к нынешнему сезону, когда пришла пора закупать гербициды, запчасти, расходники, а также семена и удобрения.
— Для нас многое зависит от курса валюты, ведь та же техника в основном импортная, и её обслуживание связано с расходами в долларах, евро или рублях, — рассказал Григорий Бодик, глава крестьянского хозяйства «Надежда» из Карагандинской области. — В прошлом сезоне курс доллара составлял 320, а в нынешнем – уже 380 тенге. Что касается солярки, то она подорожала почти в полтора раза. Даже удешевлённое дизтопливо на проведение полевых работ в нынешнем году отпускается нам по 171-172 тенге за литр. Так что подготовка к нынешней страде обойдется намного дороже, чем к прошлой.
При этом крестьяне отмечают, что им важен баланс расходов и доходов. И в этом смысле не все оказались в равных условиях. Дело в том, что многие фермеры не имеют возможности хранить зерно и продают его осенью «с колёс»: накосили КамАЗ — и тут же с поля отдали покупателю. Поскольку зерно неочищенное и непросушенное, цена на него минимальная. В результате и сам аграрий остается почти ни с чем, и цену на рынке сбивает, ухудшая положение для всех. Для этой группы зерновиков нынешняя весна — наиболее сложная, ведь прибыли по итогам прошлого сезона они получили немного. И всю её съест подготовка к новой страде.
Двукратная рентабельность
А вот те аграрии, кто осенью засыпал зерно на хранение и дождался роста цен, всем довольны и полны новых надежд. Ценовая ситуация располагает к хорошему настроению.
— Для нас важно, чтобы был баланс затрат и отдачи, — рассказал Георгий Прокоп, директор ТОО «Шахтёрское», крупнейшего зерносеющего хозяйства Карагандинской области. — Да, в сравнении с прошлым годом выросла и стоимость ГСМ, и курс доллара, от чего мы сильно зависим. Но выросла и цена на пшеницу — к настоящему моменту она подбирается к отметке $200 за тонну. Для нас это очень хорошо.
Крестьяне вспоминают 2017 год, когда урожайность была низкой, из-за чего себестоимость зерна оказалась высокой – под 40 тыс. тенге за тонну. При этом реализация шла с трудом, в какой-то период пришлось торговать себе в убыток, по 37-38 тыс. тенге. Лишь к лету 2018 зерно подорожало до 48 тыс. тенге и обеспечило аграриям, «дожившим» до этого момента, приемлемую рентабельность.
Себестоимость зерна прошлого года благодаря более высокой урожайности нарисовалась получше — порядка 28 тыс. тенге за тонну. Продажи осенью начались при цене на уровне 45 тыс. тенге за тонну. То есть рентабельность даже осенью оказалась приемлемой. В начале 2019 цена на пшеницу поднялась до 60 тыс. тенге, а в марте — апреле и вовсе достигла 70 тыс. тенге. Так что тем зерновикам, кто не спешил и дождался хорошую цену, жаловаться не на что.
— Кстати, по картофелю тоже всё не так плохо, как многие говорят, — отметил Георгий Прокоп. — Себестоимость килограмма в прошлом сезоне составила 25 тенге. Продавать мы начали в ноябре по 45 тенге, сейчас уже цена дошла до 75 тенге. Грех жаловаться.
Царица полей
Главная причина подорожания казахстанской пшеницы – рост мировых цен. Специалисты объясняют его многими факторами и прогнозируют, что тренд сохранится. Как минимум, ещё на сезон.
Исходя из этого, аграрии сейчас планируют, что именно сеять на своих полях. Помимо пшеницы, предпочтение будет отдаваться другим дорогим культурам – фуражу и масличным. Для примера, ячмень сейчас стоит почти 60 тыс. тенге за тонну. Причём покупатель сам готов забирать его по этой цене с элеватора. Да ещё и поискать товар придется, ведь спрос высок как со стороны отечественных животноводов, так и со стороны Ирана.
— Что касается масличных, то они стабильны в цене уже длительный период, — отметил Георгий Прокоп. — Мы выращиваем сафлор, и для него сейчас открылся Китай. Это огромные перспективы, учитывая ёмкость рынка. Цена хорошая: в прошлом сезоне с места за тонну давали 85 тыс. тенге. Урожайность у него на уровне пшеницы, мы в благоприятный год получаем 15-16 центнеров с гектара. Но, конечно, многое зависит о погоды: сафлор любит тепло и не любит лишнюю влагу. Поэтому в прошлом аномально влажном сезоне большого объёма он не дал, всего около 8 ц/га. Зато «выстрелила» пшеница. В этом смысл диверсификации — сеять такой набор культур, чтобы в любом случае что-то «вытянуло» рентабельность всего хозяйства.
Учитывая все резоны, расчётливые аграрии значительно увеличивают посевы и масличных, и ячменя. Пшеница же традиционно остаётся «царицей полей». А вот бобовые культуры (нут, чечевица) сокращают — эти культуры в течение последних лет подешевели в два-три раза из-за проблем со сбытом. Оставляют их только на семенных участках, чтобы в случае изменения конъюнктуры иметь возможность быстро увеличить посевы.
Семена не для всех
Кстати, о семенах. С нынешнего года наконец-то запускается новая схема субсидирования семян, анонсированная Минсельхозом РК ещё в прошлом году. Её суть в том, что весной любой аграрий может подать заявку в управление сельского хозяйства своего региона, а потом бесплатно получить в семеноводческом хозяйстве высококлассные семена, имеющие всхожесть 95% и выше. За них с семеноводами напрямую рассчитается бюджет. Выдаются семена в определённом количестве, исходя из площади хозяйства и плодородия земли. Например, в Костанайской области это от 6 до 12 килограмм на гектар, в Карагандинской — в среднем 8 кг. Во избежание накруток установлена предельная цена на семена первой репродукции — 80 тыс. тенге за тонну.
А уже осенью аграрий, воспользовавшийся такой возможностью, вернёт 30% от стоимости семян на специальный счет. Аккумулированные там средства предполагается направлять на развитие семеноводческих хозяйств.
И сами семеноводы, и фермеры задумку оценили как исключительно благую. Однако уже вскрылись подводные камни. Дело в том, что в рамках цифровизации Минсельхоз переводит в электронный формат всё взаимодействие с аграриями. В том числе подачу заявок на субсидии. Но сейчас выясняется, что у множества крестьян (как правило, мелких) нет ни цифровой подписи, ни электронных карт полей. А без этого подать заявку на субсидирование невозможно. В результате за бортом рискуют остаться именно те, на кого нововведение было направлено в первую очередь. Для отрасли это означает, что сохранится многолетняя проблема сева некачественными семенами, что ведёт к снижению и урожаев, и качества зерна.
— То же самое – с выдачей удешевлённого ГСМ, — отметил Георгий Прокоп. — Эту процедуру тоже оцифровали и привязали к электронным картам полей. Но, столкнувшись с реалиями, отложили введение системы на год после наших обращений. Также на год отложили требование о том, что для получения субсидий на минеральные удобрения необходимо иметь электронную картограмму полей, содержащую данные об анализе почвы. Но вот с семенами, похоже, откладывать не будут. С одной стороны, это правильно — цифровизацию нужно внедрять, ведь без неё мы безнадёжно отстанем от остального мира в развитии аграрного сектора. С другой, из системы выпадают именно те крестьяне, кому поддержка нужна больше всего.
Весенние обещания
И, конечно, самое интересное — это прогноз крестьян на то, каким будет урожай нынешнего года. Конечно, 100-процентной достоверности от долгосрочных предсказаний никто не ждёт. Ведь факторов, влияющих на конечный результат, слишком много. Главные из них — будут ли дожди летом и как сложится температурный фон во время вегетации.
Однако уже сейчас, накануне массовой весенней страды (начинается примерно 10 мая), можно говорить о стартовых условиях. От них зависит, какие всходы дадут семена. И тут крестьяне полны оптимизма. По оценке учёных Карагандинской сельскохозяйственной опытной станции им. А. Христенко, объём осадков с начала нынешнего агарного сезона (сентябрь 2018) по апрель составил 200 мм при норме 140 мм. Это означает, что у культурных растений будет достаточно влаги для бурного прорастания.
— Влагозапас почвы просто отличный, — отметил Григорий Бодик.- На глубине двух метров земля к лопате липнет. Это очень хорошо. За весенней погодой наблюдаю давно и по нынешнему году могу сказать, что как минимум средний урожай зерна получить должны. Ну а если лето порадует дождями, то будет ещё лучше.
Учёные на основе многолетних наблюдений говорят о том, что в годы, схожие по весенним условиям с нынешним, передовые хозяйства получали до 25 ц/га зерна, рядовые – до 13.
Что касается температуры, то пока она, по оценке специалистов, на 30% ниже среднемноголетних показателей. Это может задержать развитие сорняков, но помешать предпосевной обработке пашни гербицидами. Если такое случится, возникнет риск снижения качества зерна.
фото с сайта forbes.kz