Министерствами РК разработана Дорожная карта по стабилизации цен
Министерством торговли и интеграции РК совместно с Министерством сельского хозяйства РК и Агентством по защите и развитию конкуренции РК разработана Дорожная карта по стабилизации цен, сообщили в пресс-службе МТИ РК.
Дорожная карта включает следующие мероприятия: проверки и комплаенс, торговые меры, увеличение производства и поддержка предприятий, а также законодательные изменения.
Первое направление «Проверки и комплаенс»
На сегодняшний день наблюдается значительный рост цен на продукты. В целях недопущения необоснованного роста цен назрела необходимость усиления контроля со стороны антимонопольного органа и акиматов, передает пресс служба ведомства. В компетенцию Агентства по защите и развитию конкуренции РК входит установление фактов ценовых сговоров доминирующих субъектов бизнеса и пресечение такого нарушения, в случае их выявления. В свою очередь, акиматы наделены компетенцией контроля за соблюдением предельных цен на СЗПТ.
В дорожной карте предусмотрено принятие алгоритма назначения проверок в отношении малого бизнеса, который позволит акиматам, фискальным и антимонопольным органам проводить все необходимые контрольные мероприятия.
Второе направление «Торговые меры»
Одним из действенных механизмов сдерживания цен является установление предельных цен в регионах. Так, по маслу подсолнечному и яйцам практически во всех регионах превышены пороговые цены. Акиматы должны устанавливать предельные цены. Министерство торговли и интеграции, в свою очередь, предлагает установить предельные цены на данные товары.
Вторым действующим механизмом является «оборотная схема», т.е. предоставление торговым сетям льготных займов. В рамках оборотной схемы товары реализуются с полок торговых сетей по ценам ниже рыночных в среднем на 15-20%. Министерство торговли и интеграции предлагает расширить финансирование оборотной схемы с текущих 21,9 млрд. тенге до 50 млрд. тенге. Также Министерство торговли и интеграции предлагает установить квоты на экспорт товаров, в частности на бычков и баранчиков. Так как из-за высокого экспорта живого КРС и МРС в Узбекистан имеется большой риск повышения цен на говядину.
Так же, читайте: Грузинские инвесторы будут производить тракторы YTO
Третья мера по увеличению производства и поддержки предприятий
Под поддержкой сельхозтоваропроизводителей имеется ввиду субсидирование. Предусматривается увеличение субсидирования, пересмотр критериев субсидирования, а также компенсация возмещения части затрат на ЖД перевозки, выделение социально значимых товаров из резерва продкорпораций для их дальнейшей реализации в торговых объектах, а также фиксация тарифов на электроэнергию т.к. сегодня одной из основных затрат производителей СЗПТ являются комуслуги.
Кроме того, Министерство торговли и интеграции РК предлагает переориентировать стабилизационные фонды на закуп импортозависимых товаров т.к. внешние цены перекладываются на внутренние и дают высокий рост цен. Это заметно по сахару и гречневой крупе. Из-за роста мировых цен стоимость данных товаров на внутреннем рынке повысилась.
Четвертое направление включает законодательные изменения
Так, при формировании стабилизационных фондов и заключении форвардных договоров СПК с производителями и поставщиками социально значимых товаров, актуальным остаётся вопрос, связанный с длительной процедурой проведения государственных закупок, что нашло отражение в Дорожной карте.
По мнению Министерства торговли и интеграции РК, важным механизмом является прогнозирование, без прогнозирования объемов производства, экспорта/импорта, посевных площадей, Министерство торговли и интеграции не сможет предвидеть стоимость продовольственных товаров. Введение института прогнозирования позволит заблаговременно принимать соответствующие меры по недопущению роста цен, перенаправлять товары с регионов, где есть переизбыток на дефицитные, тем самым сдержать цены.
Напомним, МТИ РК совместно с МСХ РК и АЗРК разработана Дорожная карта по стабилизации цен, об этом рассказал на заседании Правительства 11 марта 2021 года Министр торговли и интеграции Бахыт Султанов. В связи с чем, Министерство торговли и ряд ЦГО вынуждены административными рычагами нивелировать все последствия. Для чего и необходимо осуществление контроля со стороны государства.