Зимние баталии АПК на актюбинском фронте
Фермеры области наконец-таки встретились с акимом области Ондасыном Уразалиным, рассказали о своих проблемах внештатному советнику президента Олжасу Худайбергенову, а также высказали свои претензии представителям министерства сельского хозяйства, сообщает inbusiness.kz.
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!..
И это действительно так. Произошло то событие, которого так ждали фермеры Актюбинской области: им представилась возможность задать вопросы главе региона Ондасыну Уразалину. И не только ему, но и представителям министерства сельского хозяйства (МСХ) и Аграрной кредитной корпорации.
Разговор получился откровенным, так сказать, без купюр. На встречу приехали 144 фермера со всей области. Как было отмечено, многие вопросы носят системный характер и решаться должны не столько на уровне местных исполнительных органов, сколько профильными министерствами. Самые злободневные из них – это наведение порядка с неиспользуемыми сельскохозяйственными землями, принятие фермерской амнистии по кредитам и закона РК о защите национального сельхозпроизводителя.
Молоко задаром, а тракторы втридорога
«Одним из факторов, сдерживающих омоложение кадров, является нежелание финансовых институтов развития и банков второго уровня кредитовать тех, кто работает в ауле – агрономов, инженеров, зоотехников, ветврачей, бухгалтеров. Госпрограмма «С дипломом в село» есть, а для тех, кто уже работает на земле и ферме, доступной финансовой поддержки нет», – сказал директор ТОО «Степное» Каргалинского района, кандидат экономических наук Амангос Тулеуов.
Аграрий озвучил и вопрос об обновлении сельхозтехники, и о увеличении инвестсубсидий.
«Всю имеющуюся у нас технику мы в основном приобретали в 2005-2010 годах, когда размер инвестсубсидий составлял 25%. Тогда это была очень хорошая сумма, ведь мы покупали ее за 50 млн тенге. После доллар вырос, и сегодня сельхозтехника стоит уже 140-150 млн. Наверное, есть резон увеличить инвестсубсидии до 40%. Сегодня «КазАгроФинанс» предлагает новую, на 20-40% дороже ее реальной стоимости. А ведь это АО, как и другие структуры, когда-то создавались нам в помощь, – сказал он.
Глава крестьянского хозяйства «Алишер и К» Мартукского района Нуртай Ногаев задал вопрос о том, почему в области не хватает молока? И сам на него ответил:
«Потому что у молокозаводов очень низкая закупочная цена. Нам не хватает кормов, для небольших хозяйств нет поддержки. В нашей области только ТОО «Айс» получает субсидии за производство молока, так как у него 600 голов, но таких объемов у нас нет, и в итоге мы, мелкие, страдаем».
Глава крестьянского хозяйства «Ардағым» Кали Исмаилов пожаловался на то, что из-за отсутствия на плотине Каргалинского водохранилища специального рыбосборника на его прудах гибнут все мальки рыб осетровых пород и карпа.
«Пять лет назад наше хозяйство было главным поставщиком сеголеток для рек и водохранилищ области, а сейчас мы терпим колоссальные убытки из-за того, что в наши водоемы проникает сорная рыба и губит весь элитный молодняк, – сокрушался фермер. – Поскольку Каргалинское водохранилище является государственным, я обращаюсь с просьбой к представителям министерства обратить внимание на эту проблему».
И это только часть вопросов. Прозвучали упреки в адрес министерства на то, что принимаемые государственные программы не всегда обсуждаются в широком формате.
Блажен, кто верует, тепло ему на свете!..
«Для выполнения поставленных правительством задач мы не полностью используем имеющийся потенциал. Это касается как растениеводства, так и животноводства, – признал Ондасын Уразалин. – Поэтому сегодня в области начата реализация 15 крупных инвестиционных проектов в сфере АПК на общую сумму 57 млрд тенге. Это позволит увеличить долю переработанной сельскохозяйственной продукции, создать новые рабочие места».
Но все же ответственный секретарь общественного движения «Фермерский центр Актобе» Александр Мандрыкин подчеркнул: важно, что первый руководитель региона постарался вникнуть в проблемы сельхозтоваропроизводителей и открыто поддержал их принципиальную позицию. Стоит отметить, что такой масштабной встречи с руководством области и представителями профильного ведомства актюбинским фермерам пришлось буквально добиваться. Многие из них приехали даже из самых отдаленных районов области.
Когда терпению приходит конец
Этому предшествовало несколько событий. 4 ноября прошлого года в Актобе провели первый в Казахстане санкционированный митинг аграриев, по результатам которого принята резолюция из 62 пунктов, направленная президенту страны. Инициатором митинга выступило общественное движение «Фермерский центр Актобе».
Поводом для объединения и проведения митинга стал отказ министерства финансов выплатить долги по субсидиям, обещанным МСХ в рамках госпрограммы «Сыбаға». Следующим пунктом, требующим решения, стало некорректное, можно даже сказать, незаконное начисление местными налоговиками НДС за ввезенный чистопородный скот актюбинскими фермерами. В начале декабря прошлого года кабинет министров принял решение закрыть задолженности на субсидирование животноводства на сумму 36,8 млрд тенге, а также по инвестиционным субсидиям – 11,7 млрд тенге. Из них на покрытие долгов за 2018-2019 годы на Актюбинскую область пришлось 3,6 млрд тенге. Финансовые средства выделены из резерва правительства. Фискалы же отозвали уведомления об уплате НДС тем, кто уже оплатил налог, вернули деньги.
Донести до президента, несмотря ни на что
Однако отправленное письмо на имя президента до адресата не дошло. Его не зарегистрировали в канцелярии президента. 4 декабря в Нур-Султане опять-таки по инициативе ОД «Фермерский центр Актобе» был проведен круглый стол на площадке мажилисмена Нуржана Альтаева с участием еще двух депутатов мажилиса. Это были двухчасовые дебаты. Все это дошло до администрации президента, и уже аким Актюбинской области Ондасын Уразалин сказал ответственному секретарю общественного движения «Фермерский центр Актобе» Александру Мандрыкину, что дал поручение принять исчерпывающие меры по всем озвученным вопросам.
О своих проблемах в середине декабря рассказали внештатному советнику президента страны по экономическим вопросам Олжасу Худайбергенову. В ходе встречи в Актобе на площадке РПП «Атамекен» они заострили внимание на необходимости скорейшего принятия амнистии и перехода на ручной режим управления АПК. Кстати, на встрече присутствовали представители АПК всего Западного Казахстана.
«Я вас услышал. Если вы помните, я советник вне штата, и скорее канал предоставления объективной полной информации, – сказал Олжас Худайбергенов. – У нас, экономистов, есть поговорка: «Хочешь потерять деньги – вложи их в сельское хозяйство». Но это не от неверия в него, а от непредсказуемости и убыточности отрасли. Так что трудиться и думать есть над чем. И уверяю вас, работа большая в недрах ряда министерств идет, результаты будут. Но, когда проблемы будут решены, останется единственный – ваша конкурентоспособность. Это уже ваше домашнее задание».
Что убивает сельское хозяйство
После посещения Актобе экономист оставил запись на своей страничке в Facebook:
«Недавно ездил в Актобе. Была встреча с акимом области Ондасыном Уразалиным и активом акимата, где мы обсудили различные вопросы развития области. После обеда встретились с фермерами. Изначально, когда они звонили, думал, что речь идет о 5-10 фермерах, которые хотят поговорить о своих проблемах. На встрече их оказалось больше 50, причем часть приехала с Уральска, часть – с Актау (то, что люди приехали с других регионов, – признак наличия очень острых проблем)… Я выслушал всех… Основных проблем фермеров четыре:
1. Проблемы с субсидиями – их мало, но, даже несмотря на это, их сокращают, выделяют долго (суммы поступают в конце года, в декабре, вместо того чтобы поступать в феврале-марте, либо даже не выплачивают уже два-три года), информсистема постоянно дает сбои и отнимает время. Хотя фермеры на публичной встрече открестились, но я из других источников знаю, что в некоторых акиматах просят взятки 5-10% за выдачу субсидий.
2. Проблемы с кредитами. Банки не дают, а через «КазАгро» в лучшем случае дадут меньше, чем запросили, и затянут на три-пять месяцев больше официально заявляемого срока, а в худшем случае и вовсе не дадут. Ставка хоть и маленькая, но субсидирование ставки означает обязательную проверку после с моральными и материальными потерями, обнуляющими эффект субсидий. И, конечно же, хоть и фермеры не говорили, но также я слышал о коррупции при выдаче кредитов.
3. Налоги – фермеров задолбали с онлайн кассовыми аппаратами, хотя часть из них не продает товары физлицам, да и в целом налогообложение отрасли перегружено режимами и видами налогов.
4. Отсутствие правильного регулирования отрасли, смежных вопросов в целом, негативная ситуация по кадрам. В общем, у меня были определенные мысли по сельхозке, фермеры лишь подкрепили их на практике… То, что там сейчас происходит, убивает сельское хозяйство…
Понятно, что каждый отдельный человек в системе сельского хозяйства пытается что-то хорошее делать. Но пока то, что есть, – это просто образец того, как нельзя поддерживать сельское хозяйство».
Семен Данилов
Источник: inbusiness.kz