Запрос депутатов Мажилиса об установлении ограничения экспорта пшеницы и масличных культур
30 января 2020 года депутат Мажилиса Парламента А. Жамалов направил депутатский запрос касательно установления ограничения экспорта пшеницы и масличных культур, сообщает primeminister.kz.
Премьер-Министр РК
По оперативным данным Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан, акиматов областей в 2019 году намолочено 19,7 млн. тонн зерна в первоначальном весе, в том числе 13,1 млн тонн пшеницы. Валовый сбор зерна в весе после доработки прогнозируется в объеме порядка 17,7 млн тонн, в том числе пшеницы – 11,8 млн тонн, что достаточно для обеспечения внутренней потребности страны и отгрузки на экспорт.
По официальным данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан по состоянию на 1 января 2020 года в наличии в стране имеется 11 773,4 тыс. тонн зерна, в том числе 8 985,8 тыс. тонн пшеницы. При этом, прогнозная потребность в пшенице до конца 2019/20 маркетингового года (с 1 января до 30 июня т.г.) составляет 7 485,5 тыс. тонн, в том числе: на продовольственные цели – 1 400,0 тыс. тонн; на фураж – 693,0 тыс. тонн; на семенные цели – 1 680,0 тыс. тонн; на промышленную переработку — 450,0 тыс. тонн; на экспорт – 3 262,5 тыс. тонн. Остаток пшеницы составит порядка 1 500,3 тыс. тонн.
В 2019 году произведено рафинированных и нерафинированных растительных масел в количестве 484,4 тыс. тонн, что на 29% больше уровня 2018 года. Соответственно увеличился объем экспорта растительных масел, так за январь-ноябрь 2019 года было экспортировано 187,1 тыс. тонн растительных масел, что на 35% выше аналогичного уровня 2018 года (138,7 тыс. тонн).
Касательно ограничения экспорта масличных культур и пшеницы
Законодательством Республики Казахстан предусмотрена возможность установления временных запретов или временных количественных 2 ограничений экспорта на основании предложений уполномоченных органов в исключительных случаях для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке, охраны жизни и здоровья человека, охраны окружающей среды и обеспечения национальной безопасности.
Необходимо отметить, что введение временного запрета на экспорт товаров должно быть экономически обосновано, и целесообразность его введения одобрена решением Межведомственной комиссии по вопросам внешнеторговой политики и участия в международных экономических организациях (далее – МВК). В случае положительного решения МВК срок действия предложенного запрета (ограничения) ограничен 6 месяцами, что дает временное решение проблемы.
Для ограничения вывоза определенных товаров возможно применение экспортных таможенных пошлин. При этом, в рамках ВТО Республика Казахстан обязуется не повышать экспортные пошлины по отношению к семенам рапса более чем 6%, но не менее 11,4 евро/1000 кг. В рамках Договора о зоне свободной торговли между странами СНГ Казахстан обязуется не применять экспортные пошлины в отношении соевых бобов, семян рапса и семян подсолнечника более чем 20%, но не менее 30 евро/1000 кг. В отношении третьих стран установление ставки экспортной таможенной пошлины в отношении пшеницы ограничено, в размере 20%, но не менее 60 евро/1000 кг. Однако, данная мера по отношению к пшенице является экономически необоснованной, так как нет угрозы для внутреннего рынка и обеспечения продовольственной безопасности.
Введение экспортных пошлин на масличные культуры приведет к риску снижения площадей возделывания маслосемян, что еще больше увеличит дефицит сырья и повысит их цену.
Из опыта прошлых лет, предоставление субсидий сельхозтоваропроизводителям на тонну маслосемян, сданных на переработку, также не оказали эффекта в решении проблемы недостаточности и дороговизны сырья, поскольку покрывают лишь незначительную часть (порядка 15%) маслосемян, поступающих на переработку. Кроме того, данные субсидии являются количественно-специфическими, выплата которых запрещена обязательствами Казахстана при вступлении в ВТО.
Касательно применения зеркальных мер к странам, которые используют нетарифные ограничения, препятствующие экспорту казахстанской продукции
Узбекистан, защищая внутренний рынок от импорта товаров, использует акцизную политику и высокие тарифы на транзит импортной продукции через Узбекистан.
Право на применение акцизов, эквивалентных таможенным пошлинам, закреплено в Протоколе о применении Договора о зоне свободной торговли СНГ до 31 декабря 2020 года. На протяжении длительного периода времени Казахстан ведет переговоры с Узбекистаном касательно прекращения практики применения акцизов. По итогам двусторонних переговоров, в последние годы акцизная политика Узбекистана существенно либерализована. В этой связи, а 3 также учитывая структуру импорта товаров из Узбекистана, ответные меры не вводились.
Так, основными импортируемыми узбекскими товарами на территорию Казахстана являются фрукты, овощи и сухофрукты, что составляет 31,3% (225 млн. долл. США) от общего объема импорта Узбекистана в Казахстан, полимеры этилена – 10,1% (77 млн. долл. США), прутки – 5,1% (36 млн. долл. США), руды и концентраты свинцовые – 3,1 % (22,4 млн. долл. США), цинк – 3,5 % (24,8 млн. долл. США).
Между тем, в период межсезонья применение каких-либо ограничительных мер в отношении плодоовощной продукции, востребованной на казахстанском рынке, является нецелесообразным. Импортируемые полимеры этилена, руды свинцовые, цинк являются сырьем, которые используются отечественными предпринимателями в производстве.
В то же время, введение мер зеркального характера может привести к определенным негативным последствиям, начиная от удорожания продукции для отечественных потребителей и сырья для казахстанских производителей на внутреннем рынке до обострения имеющихся с третьей стороной проблемных вопросов в различных сферах двустороннего сотрудничества. Более того, это может повлечь за собой аналогичные меры со стороны Узбекистана, вследствие чего от подобного обмена взаимными ограничительными мерами могут пострадать экономические интересы Казахстана.
Следует отметить, что основным импортером казахстанской муки является Афганистан (доля Казахстана на афганском рынке муки составляет порядка 60%). Однако Узбекистан устанавливает высокие тарифы при транзите муки через территорию Узбекистана в ганистан.
Справочно: Так, например, узбекские тарифы на железнодорожный транзит и сопутствующие сборы через Узбекистан (Ташкент – Термез (Галаба) составляют около 60 долларов США за тонну (транзит в одну сторону одного зерновоза составляет 3200 долларов США, т.е. 47 долларов США за тонну, не считая сопутствующих сборов). Для сравнения, транспортировка по железной дороге из северных регионов Казахстана до границы Узбекистана в среднем составляет 20 долларов США.
В целях решения данного вопроса АО «НУХ «КазАгро» разрабатываются альтернативные маршруты доставки муки в Афганистан через территорию Туркменистана. Согласно данным ОЮЛ «Союз зернопереработчиков Казахстана» Туркменистан заинтересован как в развитии перевозок по своей территории, так и в создании конкурентного (с Узбекистаном) маршрута и предоставляет скидку в размере 30% на транзитный тариф, который равен тарифу на внутренние перевозки.
Между Казахстаном и Узбекистаном проведен ряд встреч, в ходе которых достигнуты договоренности об установлении благоприятных тарифных условий, в том числе на транзитные перевозки.
В республике мука производится в объеме, превышающем внутреннюю потребность страны почти в 2,5 раза. Однако, одним из актуальных вопросов на сегодняшний день является отсутствие сбыта продукции ввиду развития в 4 странах-импортерах собственной переработки, это препятствует полному использованию потенциала имеющихся мощностей мукомольных предприятий.
Для решения проблемы отрасли в настоящее время проводятся работы по налаживанию каналов сбыта муки в Китай. Также, в связи с возрастающим спросом на мировом рынке на продукты с высоким переделом ведется работа по диверсификации производства путем планомерного отхода от производства муки на продукты глубокой переработки (макароны, хлебцы, крахмал, глютен, комбикорма, биоэтанол и др.).
Развитие глубокой переработки позволит получить добавленную стоимость при производстве муки из зерна в 2-2,5 раза, при производстве продуктов глубокой переработки (клейковины, крахмальной патоки) почти в 10 раз.
В 2018 году реконструирован и введен в эксплуатацию единственный в республике инновационный завод по глубокой переработке пшеницы в Северо Казахстанской области, мощность переработки — 250 тонн в сутки, предназначен для производства крахмала, глютена, биоэтанола. На втором этапе в текущем году планируется ввод в эксплуатацию линии по производству биоэтанола.
Кроме того, планируется реализация инвестиционного проекта по строительству завода по глубокой переработке зерновых культур в Костанайской области мощностью свыше 300 тыс. тонн в год. Реализация проекта позволит увеличить объемы экспорта востребованных на внешнем рынке продуктов глубокой переработки пшеницы, комбикормов.
На основании вышеизложенного отмечаем, что решение о применении ответных зеркальных мер должно быть комплексно проработано и приниматься с учетом анализа всех рисков и угроз, а также эффективности подобных мер. Также, ввиду отсутствия на внутреннем рынке критического недостатка вышеуказанной продукции для установления временных запретов или временных количественных ограничений экспорта, считаем целесообразным продолжить работу для сохранения позиций по экспорту муки, включая рынок Китая, сервисную и финансовую поддержку при экспорте, а также диверсификацию производства с переходом на продукцию высокого передела.