Яйцо раздора с далеко идущими последствиями
Отказ от субсидирования производства куриного яйца отечественные птицефабрики восприняли довольно резко. Бизнес негодует, почему решение было принято кулуарно, не обсуждено с производителями, которые громко заявляют, что «Непродуманная политика министерства сельского хозяйства ведет к исчезновению яичной отрасли в Казахстане». По их подсчетам, треть предприятий обанкротится в одночасье, а цены на продукцию до конца 2020 года могут вырасти на 40%.
Из письма Ассоциации яичных производителей:
«Министерство аргументирует свое решение тем, что отрасль полностью обеспечила импортозамещение и поэтому больше не нуждается в поддержке. Второй аргумент — якобы существующая непрозрачность в выделении и получении субсидий и их расходование не по целевому назначению. Ассоциация убеждена, что вопрос о прозрачности решается очень просто — проведением аудита предприятий. Со стороны ассоциации министерству сельского хозяйства неоднократно поступали предложения включить обязательный аудит в требования для получения субсидий. Однако данная инициатива не была услышана профильным министерством.
Субсидии выплачиваются с 2008 года с целью удешевления комбикормов. Эффективность полученных субсидий птицефабриками подтверждается двумя основными показателями:
1) Рост объемов производства в 2 раза (с 2 млрд яиц в 2009 до 4 млрд яиц в 2019)
2) рост цен с 2009-2019 гг. на 66%, в то время как рост себестоимости за тот же период составил 106%.
Данные по себестоимости, цены реализации и рентабельности без субсидий и с субсидиями в период с 2017 по 2019 годы.
Наименование | 2017 год | 2018 год | 2019 год |
Полная себестоимость
одного яйца |
17,22 | 19,43 | 20,08 |
Цена реализации с НДС, тг |
16,6 |
17,24 | 19,67 |
Рентабельность предприятия
без субсидий, % |
-14% | -21% | -15% |
Рентабельность предприятия
с субсидиями, % |
3% | -5% | 0% |
За последние три года себестоимость продукции выросла на 16,6%, при этом цена реализации увеличилась на 14,8%. Тогда как неотъемлемые составляющие производства яйца — корма, только за тот же период времени подорожали на 34,1%.
Для строительства, модернизации и расширения производства, чтобы обеспечить импортозамещение, птицефабриками использовались и используются кредиты банков второго уровня. На сегодняшний день у предприятий остается большая часть не выплаченных обязательств. При отмене субсидий абсолютно все предприятия мгновенно начнут испытывать серьезные финансовые трудности.
В настоящее время в Казахстане действуют 32 яичные птицефабрики. Из них 11 — с небольшим объемом производства (до 100 млн яиц), 16 — средние (100-200 млн яиц) и 5 — крупные (от 200 млн яиц и выше). В случае отмены субсидий уже в 2020 году могут обанкротиться и прекратить свое существование все мелкие и часть средних птицефабрик, а общий объем производства яйца снизится почти в два раза (с 4,5 млрд штук в 2019 году до 2-3 млрд штук по итогам 2020 года). Будет сокращено более 2 тысяч рабочих мест.
Прямым следствием отмены субсидий станет повышение себестоимости яйца сразу на 15%.И уже до конца 2020 года, по прогнозам ассоциации, рост цен на продукцию может составить до 40%. При этом резко подорожавшая в силу объективных причин казахстанская продукция на рынке будет вытеснена более дешевой российской и белорусской продукцией. Соответственно, республика вновь вернется к импортозависимости.
Таким образом, намерение министерства сельского хозяйства отменить субсидии, по мнению Ассоциации яичных производителей РК, является рискованной мерой, способной нанести существенный урон яичной отрасли в Казахстане и даже привести к ее ликвидации».
Насколько реальна угроза резкого повышения стоимости яйца, представители Ассоциации объяснили в следующем письме:
«Сегодня средняя стоимость десятка яиц в столичных магазинах — 360 тенге. В эту сумму входят непосредственно себестоимость производства, прибыль производителя, стоимость упаковки, затраты на доставку, наценка магазина.
От производителя — с птицефабрики, яйцо выходит по цене 22,7 тенге за штуку. И здесь 78% — это «чистая» производственная себестоимость. В нее входят затраты на корма для птиц (52,7%), фонд оплаты труда работникам фабрики (7,9%), ветеринарные препараты (1,76%), расходы на коммунальные услуги — электроэнергию, газ (2,2%), упаковка яиц (4,4%). Еще 6,6% предприятие тратит на административные расходы, 4,4% — на банковские вознаграждения (проще говоря — выплаты по кредитам, поскольку все предприятия работают с привлечением займов). Плюс порядка 11% производственные налоги — такова себестоимость одного яйца.
Производители объясняют: их затраты на производство растут с каждым годом, в первую очередь, из-за увеличения цен на корма для птиц и дорожающих коммунальных услуг. При этом у самих производителей есть обязательства по сдерживанию цен на яйцо, как социально значимый продукт.
«Мы начинаем год с подписания меморандумов о сдерживании цен на яйцо, и мы хорошо понимаем, зачем это делается. И мы получаем поддержку от государства, — рассуждает глава птицефабрик «Ай-Кус». — Теперь отмена субсидий снимает это обязательство или нет? Нет, потому что на этой неделе мы уже подписали с акиматами эти меморандумы. Если мы не подписываем — включается другой механизм, в лице антимонопольного комитета и так далее. То есть, мы оказались в вилке. Все затраты растут, стоимость пшеницы сейчас более 80 тысяч тенге (за 4 класс), соответственно корма растут в цене, плюс ГСМ, электроэнергия, вода — цены поднимаются. От нас требуют и повышения заработной платы. Но все издержки производства продукта остаются на нас. И социальные обязательства остаются».
Спрос на яйца имеет сезонность. Летом, когда люди потребляют больше овощей и фруктов, цены резко падают, а зимой, особенно к новогодним праздникам — увеличиваются. Но замечают снижение цены только производители и продавцы.
«Вы обращали внимание, на базарах вот стоят яйца продают? — спрашивает Дамир Ашигалиев (ТОО «Агрофирма «Акас»). — По 32 тенге (за штуку). Фабрика им продает по 22 тенге. Они сразу 10 тенге накручивают. И это даже не «цепочка продаж» — мы привозим по 22, они тут же ставят по 32. Всё! А летом, когда падает спрос, вообще по 10 тенге продаем. Но для вас то цены не падают! Но антимонопольщики проверяют только нас — производителей. Не дай бог мы цену поднимем, сразу же приходят. А стоит сказать им, что ГСМ вырос, корма, электроэнергия, сразу говорят — а вас это не касается. Что нам делать?».
Действительно, после выхода с птицефабрики, яйцо продолжает прирастать наценками. Порядка 4% добавляется за счет доставки яиц в регионы. 13% — затраты на розничную фасовку. 19% добавляет дистрибуция — те самые посредники. Больше 20% — уже в самой торговой точке (порядка 13% наценка и 9% — плата за ретро-бонус). Суммарно по пути от фабрики до прилавка яйца дорожают на 60%.
Интересен тот факт, что этот продуктовый путь особо никак не регулируется. Нет никаких ограничений по ценовым надбавкам. Фактически цена контролируется «на старте» — у производителя, через подписание меморандумов о недопущении роста цен, и «на финише» — непосредственно в торговой сети, где выставлено ограничение на наценки по социально-значимым продуктам — не более 15%.
Как ни странно, но наименьшую прибыль с продукта получает сам производитель, без которого этого продукта просто не было бы. А самым прибыльным делом получается посредничество — та самая дистрибуция. Рисков — никаких, а прибыль — не меньше половины из суммарных 19% посреднической надбавки.
Сегодня производители признаются — цены им поднимать не хочется. Но они вынуждены будут это сделать в случае отмены субсидий. Однако ожидаемый рост цен на яйца — не единственное, и не самое страшное последствие. Наши предприятия практически мгновенно потеряют рынок сбыта — свой собственный, казахстанский.
«Мы можем поднять цены. Но этот «выход» — очень такой… спорный. Как только наши цены поднимутся, сюда зайдет российское, белорусское яйцо, и они просто вытеснят с рынка местных производителей. Собственно, это уже происходит в летний сезон, когда падает спрос на яйца», — объясняет глава птицефабрики.
В Ассоциации яичных производителей Казахстана подсчитали: при отмене субсидий стоимость яйца вырастет на 15% сразу, и уже к концу года она может увеличиться на 40%. Порядка трети действующих птицефабрик вынуждены будут закрыться уже в текущем году, так как не смогут выжить. Вместе с ними исчезнут 2 тысячи рабочих мест. В Ассоциации призывают не принимать резких решений, и вместе с производителями выработать правильный подход, при котором не придется терять с трудом достигнутое импортозамещение и развитое производство».
В ответе МСХ прослеживается уверенность в том, что за десятилетие птицефабрики страны встали на ноги и готовы работать без государственной поддержки в рыночных условиях:
«Государство всегда уделяло особое внимание производству пищевого яйца, как одному из социально значимых продуктов питания. В 2010 году в республике производилось 3,3 млрд единиц пищевого яйца, что закрывало внутреннее потребление только на 70% (страна импортировала 150 млн яиц в год). При этом, 64% продукции производилось в агроформированиях, а остальное – в частных подворьях.
Субсидирование производства пищевого яйца в Казахстане было начато в 2010 году. При этом птицефабрики яичного направления были охвачены такими видами государственной поддержки, как «инвестиционные субсидии» (25% от вложенных инвестиции), «субсидирование процентной ставки кредита и лизинга», «приобретение племенного суточного молодняка яичного направления финальной формы» и «удешевление стоимости производства пищевого яйца».
За 10 лет субсидирования производство продукции в агроформированиях выросло на 83% и доведено до уровня 4,3 млрд яиц в год. Всего за этот период птицефабрики только по направлению «удешевление производства пищевого яйца» получили порядка 75 млрд тенге государственных субсидий.
Опираясь на государственную поддержку птицеводы Казахстана восстановили и провели техническое перевооружение всех имеющихся птицефабрик. Большинство из них были модернизированы через инструменты льготного кредитования и возмещения расходов при инвестиционных вложениях.
Таким образом, благодаря субсидиям состояние отрасли стабилизировалось и сегодня в Казахстане наблюдается ежегодный рост объемов производства пищевого яйца. Уверенный рост производства яиц уже несколько лет подряд позволяет «закрывать» потребность внутреннего рынка на 120%.
Вышеуказанное свидетельствует о том, что в настоящее время отрасль яичного птицеводства работает в оптимальном режиме, полностью обеспечивая продовольственную безопасность страны по выпускаемой продукции. Ее дальнейшее развитие в большей степени должно происходить естественным путем, в условиях рыночных отношений, и в меньшей степени – при поддержке государства. Тем более, что в последние годы птицефабрики демонстрируют хорошие экспортные возможности: в 2018 году за границу было продано 670 млн, а в 2019 году – почти 1,5 млрд яиц.
Для птицефабрик будут сохранены меры поддержки в виде удешевления ставок вознаграждения по кредитам и лизингу, а также возмещения инвестиционных расходов на расширение производственных мощностей.
Минсельхоз планирует исключить товарно-специфические субсидии для ряда отраслей, по которым имеется уровень самообеспеченности. К числу таких отраслей по вышеуказанным причинам относится яичное птицеводство.
Дальнейшее развитие отрасли должно быть направлено на расширение рынков сбыта и на диверсификацию производства путем перехода на глубокую переработку. Развитие глубокой переработки яйца позволит выпускать яичный порошок, меланж, белок и желток сухой ферментированный, сухие яичные смеси и т.д, которые в стране в настоящее время не производятся. Это позволит обеспечить отечественную кондитерскую и пищевую промышленность качественным и доступным продуктом. В этом направлений государство готово поддержать отечественных производителей яиц.
Статья подготовлена на основе материалов от Ассоциации яичных производителей и МСХ РК.
Источник: Журнал Босс- Агро №2 (февраль 2020)