Как развивается агропромышленный комплекс РК в системе ЕАЭС рассказали в ходе брифинга в СЦК
Вице-министр сельского хозяйства РК Нурбек Даирбеков в ходе брифинга на тему «Казахстан и ЕАЭС. Текущие процессы экономической интеграции», рассказал как развивается АПК в системе ЕАЭС, передает БОСС-Агро с ссылкой на пресс-службу Премьер-Министра.
Он проинформировал, что Евразийский союз сформирован с целью создания условий для стабильного развития экономик пяти стран, повышения жизненного уровня граждан, обеспечения всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных товаропроизводителей.
В соответствии с Договором о Союзе в сфере АПК реализуется согласованная (скоординированная) агропромышленная политика, целью которой является:
- эффективная реализация ресурсного потенциала;
- обеспечение справедливой конкуренции между субъектами государств-членов;
- создание равных условий доступа на общий аграрный рынок.
Реализация согласованной (скоординированной) агропромышленной политики осуществляется по 7 приоритетным направлениям. Это:
- прогнозирование;
- государственная поддержка сельского хозяйства;
- регулирование общего аграрного рынка;
- формирование единых требований в сфере производства и обращения продукции;
- развитие экспорта;
- научно-инновационное развитие;
- интегрированное информационное обеспечение агропромышленного комплекса.
По каждому из направлений имеются определенные наработки. К примеру,
1) сформирована целостная система прогнозирования в АПК на среднесрочную перспективу (индикативные показатели, методологическая база по прогнозированию балансов спроса и предложения и индикативных показателей, среднесрочные прогнозы развития АПК, спроса и предложения). Данные прогнозы должны обеспечивать сбалансированное функционирование внутренних продуктовых рынков, позволять оценивать динамику и направления развития сельскохозяйственного производства, повышать инвестиционную привлекательность отраслей АПК с учетом емкости рынка ЕАЭС.
2) определены чувствительные сельскохозяйственные товары, по которым формируются комплексные обзоры с выявлением проблем отрасли и направлений их развития. На основе обзоров будут проводиться консультации и вырабатываться перспективные направления развития интеграционных процессов.
Обзоры проводятся как по «горизонтали», так и «вертикали» отрасли, т.е. от наличия и обеспеченности земель сельхозназначения до сбыта готовой продукции, включая распределение сырьевых зон, обеспеченность средствами производства, наличие производственных мощностей, емкостей хранения, меры государственной поддержки, условия таможенно-тарифного, технического регулирования и т. д. Это позволит более тщательно идентифицировать конкретные проблемные вопросы и находить наиболее оптимальные пути их решения на территории Союза посредством отечественных технологий и ресурсов.
3) сформированы единые подходы в области государственной поддержки сельского хозяйства (методология расчета разрешенного уровня мер господдержки, порядок организации и проведения переговоров и консультаций, порядок выплаты компенсации в случае нарушения обязательств, мер господдержки сельского хозяйства, методология по учету влияния различий в условиях экономической деятельности на уровень мер господдержки сельского хозяйства).
4) приняты два отраслевых соглашения, направленных на унификацию требований к производству и обращению семян и племенной продукции.
Реализация положений Соглашений о мерах, направленных на унификацию проведения селекционно-племенной работы с сельскохозяйственными животными в рамках ЕАЭС позволит скоординировать работу в сфере племенного животноводства и унифицировать требования при производстве и обращении племенной продукции, будет способствовать повышению генетического потенциала животных, наращиванию объемов производства конкурентоспособной племенной продукции, снижению зависимости от ее импорта и росту объемов взаимных поставок.
Принятие Соглашения об обращении семян сельскохозяйственных растений в рамках Евразийского экономического союза позволит устранить препятствия во взаимной торговле семенами, снизить зависимость от импорта и ускорить внедрение в хозяйственный оборот новых перспективных сортов сельскохозяйственных растений и высококачественных семян, произведенных в Союзе.
5) ведется работа по формированию согласованных действий в области развития экспорта.
6) завершается формирование механизмов научно-инновационного сотрудничества в сфере АПК (перечень перспективных НИОКР в сфере АПК до 2020 г., реестр НИОКР в АПК, порядок организации совместных НИОКР).
Принятые документы обеспечат возможность реализации в Союзе перспективных совместных исследований в сфере АПК. Это позволит повысить эффективность и результативность использования научного потенциала стран ЕАЭС, исключить дублирование исследований и наращивать кооперацию в научной и инновационной деятельности в сфере АПК.
7) функционирует подсистема АПК государств-членов ЕАЭС в рамках интегрированной информационной системы.
8) приняты технические регламенты, устанавливающие обязательные требования к продукции. Так, начиная с 2012 г., в ЕАЭС действуют технические регламенты о безопасности зерна, пищевой продукции, масложировой продукции, пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средствах, молока и молочной продукции, мяса и мясной продукции и др. Все это способствует поступлению на рынок ЕАЭС более качественных и безопасных агропродовольственных товаров.
По словам Н. Даирбекова, несмотря на общий спад в экономике стран Союза, в Казахстане за 9 месяцев текущего года рост производства сельского хозяйства составил — 5%, а с момента функционирования Союза производство выросло на — 13,4%. Экспорт по сравнению с 2015 годом вырос более чем в 1,5 раза до $2,6 млрд, импорт сократился на — 7,5%. Объемы поставок в государства-члены Союза выросли на 33,6%. За 5 лет Казахстан на рынок государств-членов ЕАЭС увеличил объемы экспорта овощей в 9 раз, фруктов в 4,5 раза, молочных продуктов практически в 2 раза.
«И это далеко не предел. Казахстан обладает потенциалом по существенному наращиванию объемов экспорта как сельхозпродукции, так и продуктов глубокой переработки. Однако, несмотря на положительную динамику, на практике все еще возникают проблемы, связанные со свободным передвижением наших товаров. Причиной этому являются сохраняющиеся до сих пор препятствия и барьеры в торговле, которые пока еще не все устранены, и связаны они, как правило, с существующими отсылочными нормами в праве Союза, позволяющие на национальном уровне ограничивать движение торговли», — отметил Н. Даирбеков.
В настоящее время существует свыше 20 препятствий, негативно влияющих на развитие аграрного сектора. Основной объем этих препятствий приходится на сферы фитосанитарного и ветеринарно-санитарного контроля, а также технического регулирования.